"Фершо старший" ( "L Aîné des Ferchaux" 1963 год) производство Charles Lumbroso
В главных ролях :
Жан-Поль
Бельмондо (Jean-Paul Belmondo) - Мишель
Моде (Michel Maudet)
|
Чарльз Ванель (Charles Vanel) - Дьедонне Фершо (Dieudonne Ferchaux) |
Создатели:
Сценарий - Жан-Пьер Мельвиль (Jean-Pierre Melville), по роману Жоржа Симеона
Композиторы - Жорж Делерю (Georges Delerue)
Оператор - Анри Декае (Henri Decaë)
Монтаж - Клод Дюран (Claude Durand) Моника Бонно (Monique Bonnot)
Режиссер - Жан-Пьер Мельвиль (Jean-Pierre Melville )
Рецензия
В истории кино не так уж много
магических картин. Гипнотических или
таинственных... Спорных, необычных, наконец
забытых в традиционной истории кино.
Я говорю про «Фершо старшего» -
одну из моих самых любимых картин Жана-Пьера
Мельвиля.
Давно, я намеревался написать рецензию творчество Мельвиля. В
любом случае, связь его работ с вестернами
Леоне отмечала еще Елена Карцева, имея
ввиду канонический «Стукач», который и был
изначально выбран для рецензии. Однако
писать про фильм, едва ли не воспетый в
дифирамбах не только у меня на форуме, но и
на блогах живого журнала мне показалось,
несколько тривиально. Оттого, выбор пал, на
самую не обласканную вниманием картину Мельвиля – «Фершо старший». Своего рода «Гражданин
Кейн» Мельвиля -
аллюзию на самого Говарда Хьюза. И, быть
может самую живую, лиричную, яркую,
непретенциозную и конечно личную картину
великого гения поляра.
Какой-то
американский кинокритик определял noir как фильм, в
котором самое худущее произошло заранее;
вне экрана. А, действии только
предопределяет фатальный финал. В «Фершо
старшем» мы видим финал судьбы двух людей:
безработного боксера, без гроша в кармане и
миллиардера, скоротавшего жизнь в
собственном «замке из слоновой кости»,
окруженном десятками слуг и наложниц, а
некогда солдата удачи, сродни герою Ванеля
в «Плате за страх». Что может свести эти две
противоположности, две стороны одной
монеты, две части социальной лестницы. Без
бедности – невозможно богатство. А без
предательства - любовь.
Но худшее произошло: Мишель Моде
проигрывает свой решающий бой и его
выгоняют из бокса с позором, оставляя на
пару с подружкой и без денег за душой. А Дьедонне
Фершо - некогда, в молодости убивший голыми руками человека - сегодня старик –миллионер,
ждущий ордера на арест за финансовые аферы.
Коротающий дни в огромном особняке со стен,
которого на него взирают равнодушные лица
мертвецов с картин 18-того века. И им подстать, равнодушные мулатки – наложницы,
единственный досуг, некогда охотника и "леопарда".
Их сводит объявлении о найме личного
секретаря.
Моде и Фершо нечего терять: они
оба волки одиночки, оба хищники по жизни,
оба не имеют ни чувств, ни моральных устоев.
Моде бросает свою подружку-Лину за стойкой
кафе, не попрощавшись. Фершо,
более того – родного брата, который понимая
подлость едва ли не самого близкого
человека, кончает с собой.
И вот они летят в Америку. Страну
мечты, а там недалеко и до Венесуэлы. Как
говорит старик - Фершо: «Европа - это
ненадежно: война, революции, или неровен час,
коммунизм наступит». Уже будучи в Нью-Йорке, забрав деньги,
раскиданные эксцентричным стариком едва ли
не по банкам всех стран мира, боясь, что их
арестуют, когда они будут садиться в
самолет, Фершо и Моде отправляются в
автомобильное путешествие на юг…
Путешествии, сродни Ильфовско-Петровской «Одноэтажной
Америке»: полное происшествий, споров,
влюбленностей Мишеля Моде и разочарований
Фершо.
Выехав их трущеоб Нью-Йорка,
разметка дороги, ярко-желтое солнце
рассветов и закатов,
освещало им путь на юг. Придорожные
кемпинги и гостиницы в стиле позднего
конструктивизма; диалоги, сближающие Моде и Фершо, в котором за маской жесткого
прагматика-финансиста проступает обычный,
одинокий и несчастный человек на склоне лет.
Лишенный замка он, будто, Мортон из «ОнДЗ»,
уже не похож на всесильного бога, а всего
лишь немощный старик с чемоданом денег,
бегущий на край света и, наивно полагающий,
что можно купить все на свете. Лиричные
дорожные мелодии Делерю, только настраивают на долгое путешествие. Продвигаясь
на юг, герои едут через национальные парки и ранчо, выстроенные еще до
гражданской войны. Мишель, по пути влюбляется в молодую, путешествующую особу Анжи, сыгранную молодой Стефанией
Сандрелли. Любовь, как и все живое вызывает неприятие старика, однако молодость
берет верх, а женское начало и подавно. Анжи
крадет сундук с миллионами и уезжает с
первой попуткой, обводя "вокруг пальца"
героя Бельмондо. Но Мишель и Фершо, все же, в
конце концов догоняют автомобиль с бывшей
пассией, отбирают сундук и оставляют в
одиночестве на дороге.
Анжи: «И что мне теперь делать?»
Фершо: «Ловите машину….»
Оранжевая осень Вашингтона и
Колорадо сменяется меланхолией и Пальмами
«Нового Орлеана»: за 200-т летними виллами
богачей мы видим тысячи лачуг бедняков – «черноты»,
рабочих рук юга Америке. Закат в диком парке, около дома, в центре которого теперь живут Фершо и Моде навевает мысли о незыблемости
природы перед сиюмитными проблемами
человека. Фершо власти объявляют
невыездным, Моде сходиться со
стриптизершей (Мишель Мерсье) и похищает
деньги старика. Однако, мысль о том, что он
ограбил единственного в мире человека,
который ему поверил. Поверил не боксеру
Мишелю Моде, не бандиту, а человеку берет
верх. Увы, уже поздно, Фершо убит; и вот он
шепчет, умирая шифры банковских сейфов в
Венесуэле самому близкому человеку, ближе,
чем брату – Мишелю Моде. И умирает
Мишель Моде: «Да идите вы все
со своими деньгами…»
Титры….
***
Послесловие
Чрезвычайно необычная картина,
наполненная влюбленностью в Америку. В ее
природу и стиль. Мельвиль не просто снимает в США. Если в Американских фильмах
мы видим: прерии и саванны юга, как данность француз пытается поймать дух тех
мест, их магию… Каждый кадр, словно, восклицает: к чему ваши мелкие людские
проблемы, когда вокруг рай? Мельвиль, за долго до «ОнДз»
поэтизирует Америку, он с упоением
снимает все: вечерний Манхеттен или джунгли
и ночные улицы Нового Орлеана. Реальность
Мельвиля - его мир царствует даже над
Америкой.
Постоянно чередующиеся съемки
красного заката и восхода только
подчеркивают молодость Моде и старость
Фершо. А участие Мишель Мерсье и Стефании
Сандрелли разбавляют мужской коллектив
актеров.
Если меня спросить, какой мой
самый любимый фильм Мельвиля – я отвечу «Самурай».
Самый лучший, - «Второе дыхание».
А самый-самый – всегда «Фершо старший».
Кадры из фильма
На чем приобрести?
Фильм есть в интернет-магазине www.Oldfilms.ru. Версия с немецкой озвучкой.
Написал: AlexV.