Клаудиа Кардинале

Э. Григорьев

Фильм "Профессионалы"

 

Сейчас ее имя знает весь мир. Режиссеры говорят о ней: «Эта женщина рождена для кино». Социологи исследуют явление, которое они называют «клаудизм» - необыкновенную, сногсшибательную популярность актрисы. В среднем в неделю Клаудиа Кардинале получает от зрителей 1300 писем. Бывают дни, когда о ней появляется до 80 статей, неужели, когда ее фотографии 50 раз появляются на обложках журналов. Главное же в том, что все знают - Клаудиа Кардинале не кинозвезда, она знаменита не любовными приключениями и многочисленными браками, а умом и талантом.

Конечно Клаудиа Кардинале прекрасна – в этом убедился каждый, кто хоть раз видел ее на экране. Но поражает в ее героинях душевная чистота.       Кто-то из режиссеров сказал, что Клаудиа «будет выглядеть одетой, даже если на ней не останется ничего, кроме  сандалий».

Она родилась в Тунисе в семье итальянцев, уже несколько поколений живущей в этой стране. С детства она мечтала о двух вещах - научиться хорошо играть в баскетбол и стать учительницей. Что касается первого, то Клаудиа даже вошла в состав национальной тунисской команды.

В 1957 гаду в Тунис приехал французский режиссер Жах Баратье, чтобы снять «натуру» франкотунисского фильма «Гохо». Воспитанницу арабского лицея Клаудиа Кардинале пригласили на небольшую роль арабской девушки. Но этот случай никак не повлиял на ее дальнейшую судьбу: у Клаудии не появилось желания стать актрисой.

В там же году она приняла участие в конкурсе на звание «самой красивой итальянки Туниса» и завоевала первую премию. В премию входила поездка в Венецию на международный кинофестиваль. Это было ее первое путешествие в Италию. Фоторепортеры приняли красивую девушки за одну из звезд, и масса газет напечатала ее снимки. Чисто итальян­ская, южная красота и очаровательная загадочная улыбка, которую мы увидели в последствии во мно­гих фильмах, обратила на себя внимание кинопро­дюсера Франко Кристальди, который предложил Клаудиа Кардинале долгосрочный контракт, Она согласилась, и в 1958 году дебютировала в фильме Марио Моннчелли «Обычные незнакомцы» в роли сицилианской красотки Кармеллы и сразу же завое­вала популярность. Клаудиа переехала в Рим, ста­ла учиться в драматической школе, брать уроки танцев, верховой езды, акробатики и... итальянского языка: она лучше говорила по-французски и по­арабски, чем на языке своих предков.

Еще вчера никому не известная девушка, Клаудиа Кардинале быстро стала любимицей итальян­ских зрителей. Через несколько лет слава артистки распространилась по всеми миру. С первых шагов вдумчивую, скромную, даже застенчивую девушку стали приглашать серьезные режиссеры для уча­стия в серьезных произведениях. В фильме Мауро Болоньини «Красавец Антонио» она исполнила роль страстной и нежной жены героя. В фильме этого же режиссера «Улица дурной славы» она достигла творческой зрелости, создала образ женщины одно­временно наивной и жестокой, чистой и порочной, кроткой и настойчивой. Вce эти оттенки соединяют­ся вместе и делают характер героини необычайно интересным. В фильме Валерио Дзурлини «Девушка с чемоданам» Клаудиа играла молодую и темпера­ментную, но много пережившую женщину, несмотря на окружающую жестокость сохранившую непо­средственность и чистоту порывов.

Среди других определений, которыми наградила пресса новую исполнительницу, чаще других мель­кали слова «грациозная кошечка». По этому поводу Лукино Висконти сказал: «Все думают, что Клаудиа Кардинале - эта «грациозная кошечка», из тех, что разваливаются на подушках в лучших салонах и ждут, чтобы ими любовались и ласкали их. Но я вас предупреждаю: будьте осторожны, дайте ей вырасти. Эта кошечка превратится в тигра и в один прекрасный день раздерет на куски своего укроти­теля».

Сначала знаменитый режиссер поручил ей неболь­шую роль Джинетто, жены Винценцо, в фильме «Рокко и его братья». Потом роль красавицы Aнжелики Седар в «Леопарде». В этом фильме с уди­вительной достоверностью и психологизмом актри­са передает в разных сценах различные черты ха­рактера своей героини - карьеризм, беззащитную женственность, примитивность чувств, утонченный эротизм.

После участия в двух фильмах Висконти Фелли­ни приглашает актрису сниматься в картине «8.1/2». Режиссер поручает ей самую трудную роль - символического персонажа, представляющего собой стремления главного героя к чистоте и искренности. Клаудиа Кардинале проявила в этой роли всю неж­ность своего характера и чистоту чувств, на какие только способна.

Когда Мазелли готовился экранизировать роман Альберто Моравиа «Равнодушные», выбор писателя пал на Клаудиа Кардинале. Безвольная, внутренне опустошенная Карла в ее исполнении (картина показывалась на III Московском международном фестивале) как нельзя лучше отвечала образу, со­зданному писателем.

Клаудиа Кардинале считается в экранизации ро­манов Васко Пратолини (фильм П. Джерми «Это скверное дело с улицы Мерулане»), картинах М. :Моничелли «Виновники неизвестны», Л, Дзампы «Судья» (в этом фильме, где она играла небольшую роль жены рабочего, Кардинале впервые появилась на наших экранах), А. Пьетранжелли «Великолеп­ный рогоносец». Их успех заставляет американских продюсеров пригласить актрису в Голливуд. В кар­тине «Большой цирк» она соперничает в искусстве перевоплощения со знаменитыми Ритой Хейворт и Джоном Уэйном. Потом исполняет главную роль в фильме «Слепые люди», где снимается с Роком Хадсонам. В конце ( 1965 - года едет в Бразилию, что­бы исполнить главную роль фильме Франко Росси «Роза для всех». А в начале 1966 года опять сни­мается в Голливуде в картине «Профессионалы», играя вместе с Бертом Ланкастером и Ли Марвином.

Последняя в 1966 году роль Клаудиа Кардина­ле в кино - молодой цыганки, умной и лукавой, в которую безнадежно влюблен провинциальный врач. Он совсем уверен, что ему удалось наконец-то завоевать ее внимание, но девушка исчезает, оставив на память незадачливому поклоннику музыкальный ящик джук -бокс. Картина называется «Девушка с джук-боксом». Ее поставил Марио Монченелли, которому Кардинале обязана своим появлением на итальянском экране.

В 1966 году у нас показывались две картины с участием Клаудиа Кардинале.

На Неделе итальянских фильмов в СССР демон­стрировался фильм Л. Висконти «Мерцающие звез­ды Большой Медведицы», современный вариант ан­тичной легенды об Электре и Оресте. «Я хочу сде­лать образ, - сказал о роли К. Кардинале Вис­конти, - который останется незабываемым в исто­рии кино». Утонченная и серьезная, впечатлительная и чувственная      Сандра - двадцатитрехлетняя дочь еврейского ученого, погибшего в концлагере, - ­еще одна ступенька роста мастерства актрисы. Клаудиа Кардинале внесла в произведение ноту горького отчаяния, поэтическую ноту Дж. Леопарди, вдохновившую режиссера. Клаудиа показывает трагедию сильной личности, трагедию без взрывов, похожую на подземный огонь.

На экранах демонстрировалась картина Коменчини «Девушка Бубе» - история любви итальян­ского партизана и просто деревенской девчонки. Тот, кто видел оба фильма, и «Мерцающие звезды Большой Медведицы» и «Невесту Бубе», убедился в магической силе перевоплощения актрисы. И Сан­дра и Мара молоды. Но в Маре невозможно узнать исполнительницу роли Сандры - Так непохожа свое­нравная, но искренняя, любящая, верная девушка из народа на пресыщенную, беспокойную, мятущуюся аристократку. Мара мужается на наших глазах, из девушки-подростка превращается в достойную cпyтницу прекрасной жизни Бубе. И в этот фильм Клаудиа Кардинале вносит свою ноту, определяющую его тональность,- ноту печали и мужества.

Актриса, получившая всемирную известность, играющая женщин жизнерадостных, непосредствен­ных, страстных, Клаудиа Кардинале в жизни не­многословна, вдумчива и спокойна. Ни быстрый успех, ни встречи со знаменитостями не изменили ее. Она трудолюбива, упорна без упрямства, любо­знательна и некапризна. Стихия лирического, ко­торой она принадлежит без остатка, окрашивает все, что делает Клаудиа Кардинале в кино. При­ветливая и доброжелательная, она приходит на съемочную площадку, чтобы перевоплощаться в об­разы других женщин, вдохнуть в них чувства, ко­торые делают имя актрисы одинаково привлекатель­ным и для утонченных служителей муз и для миллионов зрителей.

Взято из сборника «Экран» 1966 – 1967 годы

***

 

Материал не подвергался редакторской правке. Орфография так же соответствует оригиналу 

Hosted by uCoz