Род Стайгер
Впервые я
увидел Рода Стайгера под Ужгоpодом в
костюме и гриме Наполеона, Он сидел в
походном кресле у барабана, на котором
лежала карта. Простая походная шинель,
треуголка, усталое небpитое лпицо человека,
который в душе, видимо, знает, что это его
последняя битва,. Кругом рвались снаряды,
адъютанты на взмыленных лошадях привозили
неутешительные донесения, с тревогой
смотрели на поле боя маршалы. И только один
человек в этом хаосе криков, взрывов и
лошадиного ржанья сохранял спокойствие.
Взгляд темных глаз оставался пронзительным
и высокомерным.
В Америке, да и
в Европе, Рода Стайгера часто называют «актером
N1»
кинематографа и нe скупятся по отношению к
нему на самые высокие эпитеты. Сергей
Бондарчик, у которого Cтaйгep снимаeтся в
главной роли фильма «Ватерлоо», согласен с
этим. Он paссказал, что у Стайгера нет ни
одного банального жеста, ни одного
привычного приема, ни одного одинакового
дубля. На съемочной площадке он импровизирует,
целиком полагаясь на, свою художническую
интуицию. «Стайгер, - подчеркнул С. Бондарчук,
- предельно правдивый, предельно эмоциональный
актер. Он хорошо знает русский театр и
русскую актерскую школу. Интересно
размышляет о Станиславском, Черкасове и в
особенности о Вахтангове. В игре Стайгера
есть масштабность, есть что-то шаляпинское.
..Род Cтайгep
родился в городе Нью-Арк, что близ Нью-Иорка,
там вырос, и там еще сейчас живет его мать.
Я рос без отца, -
рассказывает Стайгер, - и был единственным
сыном у матери. Когда-то она хотела стать
певицей, недолго работала в театре, но потом
нe имела к искусству -никакого отношения. В
сорок первом году я бросил школу и пошел
добровольцем в военно-морской флот.
Демобилизовавшись через четыре года,
оказался человеком без образования и
профессии, Устроился кассиром в Ассоциации
ветеранов войны. Там была самодеятельная
театральная группа, которая играла по
четвергам. Однажды я получил от них
приглашение. Это был самый счастливый
случай в моей жизни. Оказалось, что я быстро
вживаюсь в образ, и режиссер посоветовал
мне серьезнее отнестись к искусству. Служба
мне не нравилась, и я поступил в нью-йоркскую
драматическую школу, где преподавали
психологию и актерское мастерство. Я
влюбился в актерское творчество и с тех пор
посвящаю ему свою жизнь.
Первую
профессиональную роль на сцене я получил в
1946 году- в спектакле «Суд над Мэри Дуган.».
Играл в Рабочем театре и на других
подмостках. За роль пятидесятипятилетнего
шерифа в спектакле «В разгаре ночи»,
поставленном на Бродвее, получил премию нью-йоркских
критиков. Учился в школе-студии Элиа
Казана, в которой занятия велись пo системе
Станиславского. Меня заметили, посыпались
предложения ролей. Потом пришел успех на
телевидении За несколько лет я играл в
телевизионных спектаклях около двухсот
ролей, и в 1953 году получил приз за одну из
пяти лучших ролей года на телеэкране. В кино
я дебютировал в фильме «Тереза».
- В 1954 году
Американская академия киноискусства
назвала вас лучшим актером года за фильм «На
набережной». Вероятно, с этого и началась
ваша известность в кино?
- Пожалуй, да.
Это была: вторая лучшая картина. Ее поставил
один из лучших кинорежиссеров Элиа Казан,
кстати, caм прекрасный актер. Мне повезло,
что я работал с ним.
...Род Стайгер
актер редчайший интуиции и восприимчивости.
Он никогда не учился петь и танцивать, но,
когда Фред Циннеман пригласил его на роль
Джадa, в фильме «Оклахома», где нужно было
уметь и то и другое, Стайгер уже через
неделю продемонстрировал
профессиональное умениe певца и танцора.
- Джад влюблен в
девушку,- рассказывает Стайгер,- которая
никогда не будет принадлежать ему.
Меня этот
персонаж покорил силой чувства. Джад - злой
человек, но я никогда не играю злодеев или
добряков. Размышляя о персонаже, я всегда
думаю о том, что человек нe может быть только
хорошим или только плохим. Актер не должен
играть роль и давать своему персонажу
окончательную оценку. Это дело публики,
которая судит поступки героя. С этого
фильма началась моя дружба с режиссером
Фредом Циннеманом. Это человек большого
вкуса. Он никогда не идет нa компромиссы и
работает только над тем, во что верит.
- Кого еще из
режиссеров, с которыми работали, вы
вспоминаете с благодарностью?
- Сиднея Люмета,
с которым мы сделали «Ростовщика». С
симпатией отношусь к Франческо Рози, у
которого снимался в фильме «Руки над
городом». Когда мы начали работать, он нe
говорил по-английски, а я - по-итальянски. И,
несмотря нa это, мы понимали друг друга.
Благодаря этому фильму я узнал Италию и ее
дух. «Руки над городом» - политическая
картина о коррупции в итальянском обществе.-
Ha международном кинофестивале в Венеции
нас обвиняли в том, что мы занимаемся
коммунистической пропагандой.
С Сергеем
Бондарчуком мы тоже старались обходиться
без переводчика, хотя он нe знает английского,
а я русского. Мне нравится простота этого
человека и глубина его эмоций.
- Какие
качества вы больше всего цените в режиссере?
- Человечность.
Я знаю великолепных профессионалов, но
черствых людей, и это чувствовалось на
экране. Когда режиссер ставит фильм, он
должен воспринимать группу как семью и
относиться к ней как отец. Это создает
атмосферу, необходимую для творчества.
Режиссер должен заботиться о том, чтобы у
актера было хорошее настроение, чтобы он нe
боялся делать ошибки, не нервничал из-за них.
Это одинаково важно и для «звезд» и для
дебютантов. Чувствуя себя свободно, актер
легко поймет, в чем причины неудачи, и нe
повторит ошибок. Главное качество pежиссера
- умение' создать вокруг себя «счастливую
семью».
...Мы видели два
фильма с участием Стайгера. Ha 5- том
Московском кинофестивале показывали
вне конкурса фильм Норманна Джюисона «В
разгаре ночи». Фильм поставлен пo пьесе, в
которой за тринадцать лет до этого Р.
Стайгер играл Ha Бродвее. Глубокая пропасть
взаимного нeпонимания разделяет двух героев
этого фильма - негра (Сидней Пуатье) и белого
(Род Стайгер). Первый - детектив из северных
штатов, человек образованный и либерально
настроенный, второй - шериф,
консервативный южанин. Он нe может найти
убийцу и вынужден обратиться за помощью к
приезжему детективу. Вот и все, что касается
сюжета. Главное в картине - это глубоко
продуманная игра актеров, их тонкое и
сдержанное раскрытие психологии
персонажей. Именно это заставляет
зрителей ощутить все тлитворное влияние
разъедающего душу расизма, нетерпимости,
самодовольства. «Ростовщик» - тоже вне
конкурса - показывался на последнем
Московском фестивале. Род Стайгер играет в
нем Сола Назермана, владельца небольшого
ломбaрда в Гарлеме, прошедшего через
гитлеровский концлагерь, потерявшего
семью, живущего только воспоминаниями о
прошлом. Актер показывает пробуждение
человека к жизни.
- Это мой любимый
фильм,- утверждает Род Стайгер.- Он
говорит об ответственности человека перед
другими людьми, о его общественных связях. О
том, что невозможно уйти от жизни, скрыться
от мира. Этим человек уничтожает сам себя.
- В чем, пo
вашему мнению, секрет актерского успеха?
- Актерский
успех? Это мираж. Достаточно одной
неудачной роли, и все забыто. Это обязывает
актера всегда быть в форме. Я нe знаю, в чем
секрет успеха, но я знаю, что главное для
меня - это сохранить уважение к самому себе.
Сегодня коммерческое кино покупает всех и
вся, и всегда находятся люди, готовые
продаться. Такого актера легко узнать:
оцень скоро он становится тенью, формулой
человека.. Успех дaет телевидение, но этот
успех приходит мгновенно - передачу
смотрят сразу восемьдесят миллионов
зрителей -.и так жe быстро уходит. Остаются
только доллары. He случайно «звезды»
телевидения в Америке так быстро
спиваются. Самое ужасное, если артист
может сказать самому себе: я делаю это
потому, что мне за это платят. Это значит,
что он внутренне умер. Публика инстинктивно
чувствует честность актера, и даже если ему
не все удается, она ценит его за то, что
нe продается.
Три года мы
добивались постановки «Ростовщика». Это
удалось сделать с огромным трудом и вопреки
Голливуду. В ожидании этой: роли я нe работал
восемнадцать месяцев. В Италии '«Ростовщик»
посмотрело больше зрителей, чем фильмы о
Джеймсе Банде. Но самое главное для меня,
что эту картину приняло молодое поколение -
зрителям нужны правдивые фильмы и
персонажи, которые служили бы примером,
учили настоящей жизни. Когда человеку
удается делать то, что он любит и во что
верит, он мажет считать себя счастливым.
- Собираетесь
ли вы заняться режиссурой?
- Собираюсь. Я
уже написал два сценария. Один антивоенный -
судьбы пяти людей, находившихся во время
войны на острове. Другой называется «Нерассказанная
история»,- история великого актера, которому
не удалась личная жизнь. Но как актера и как
режиссера меня больше всего интересуют
биографические фильмы, подлинные и
исторические персонажи. Я Играл
знаменитого гангстера Аль Кaпоне. Исполнял
главную роль в фильме ,итальянца Ольми «Жизнь
папы Иоанна XXIII». Я атеист, но это была исключительная
личность, завоевавшая уважeние всех. К
сожалению, фильм получился странным: в нeм
слишком много религии и мало жизни:. Теперь
буду играть Галилея в фильме пo пьесе Брехта.
Если бы это зависело от меня, я исполнял бы
только такие роли. Они неизменно покоряют
меня. Heт ничего интереснее, чем жить жизнью
этих людей - Бетховена, Микеланджело,
Хемингуэя. Я убежден, что такие фильмы имеют
огромное воспитательное значение.
...Роль
Наполеона Род Стайгер считает самой крупной
во всей своей актерской карьере. В жизни
актер - шатен с карими глазами, крупной,
располневшей фигурой, большими руками.
Даже в костюме Наполеона он нe очень похож
на известные портреты Бонапарта. Сергей
Бондарчук и Род Стайгер исходят из тoгo, что
это были парадные портреты, не
запечатлевшие Наполеона-человека. И как он
выглядел в жизни, никто в точности нe знает.
Поэтому живое, выразительное лицо актера,
и его художеническая интуиция больше могут
рассказать о Наполеоне-человеке, чем
пластический грим, копирующий известные
изображения. Мне показалось, что в облике
Стайгера есть то, что писал о Наполеоне
Стендаль: «Лицо у него необычайное, полное,
круглое и бледное... Bо время беседы мускулы
лица. почти нe двигаются, а иногда даже
пребывают в полном покое, за исключением
тех, которые расположены у самого рта». В
фильме Наполеону столько жe лет, сколько
исполнителю его роли.
Стайгер
показывает закат Наполеона, еще недавно
бодрого и деятельного, а теперь усталого,
больного, словно предчувствующего свое
поражение. В твердом взгляде еще властность,
а в тяжелой походке - безнадежность.
- Никто
не может
определить, - говорит
Род Стайгер,- что такое величие. Наполeон
рвался к безграничной власти над людьми,
ему мерещился образ объединенной под его
началом Европы, и он шел пo этому пути. Что
толкало его? Только амбиция, бесконечное
высокомерие? Но не этим он был велик. Он
обладал богатым воображением и чувствовал
в себе силы, чтобы реализовать свои мечты в
действительность. Природа наделила
Наполеона не только воображением, но и
физической выносливостью, силой воли, даром
убеждения, целеустремленностью и
решительностью. Такие люди делают только то,
что кажется правильным им. Они перестают
видеть слабости других, требуют от них тех
жe качеств, которыми обладают сaми.
Убедившись, что этих качеств у других нет,
они все начинают делать самостоятельно,
никому ничего не доверяя. А это изнашивает.
Даже великий человек может нести только
определенную ношу. Трагедия в том, что
такой человек отрывается от людей, его
перестают понимать. Это трагедия деспота.
В фильме
Наполеон произносит такие фразы: «Франция и
я - единое целое», «Я вернулся только для
того, чтобы сделать Францию счастливой», «Я
слышу биение сердца Франции». Я восхищаюсь
Наполеоном, но нe люблю его, поскольку сам
являюсь пацифистом и отрицательно отношусь
к войнам, славе и иным атрибутам власти,
которые завоевываются кровью. Но,
разумеется, свое личное отношение я нe
собираюсь переносить на экран. Постараюсь
сыграть Наполеона точно. Обычно в
спектаклях и фильмах о Наполеоне
подчеркивают авантюрную сторону. Я питаю
скромную надeжду на то, что, может быть, мне
удастся углубить этот сложнейший образ,
находивший уже не раз как сценическое, так и
экранное воплощение.
С
удовольствием продолжил бы биографию Наполеона
в кино, например, его жизнь на острове Cв.
Елены.
...Когда
основное в фильмe - трактовка образа
главного персонажа, и когда на съемочной
площадке встречаются две такие яркие
индивидуальности, как исполнитель этой
роли Род Стайгер и постановщик картины
Сергей Бондарчук, не может обойтись без
споров, столкновения точек зрения. Но, бывая
на съемках, я видел, как легко
преодолеваются разногласия, как быстро
находится общий язык. Это объясняется тем,
что у двух больших художников есть общая
платформа. Она заключается в принципиально
одинаковом понимании образа Наполеона и в
том, что оба они - убежденные приверженцы
реалистической школы игры. Оба
безгранично верят в искусство переживания,
оба ищут пути прежде всего к сердцу зрителя.
Взято из
Сборника «Экран» 1969 -1970 годы
***
Материал не подвергался редакторской правке. Орфография так же соответствует оригиналу