Род Стайгер

Впервые я увидел Рода Стайгера под Ужгоpодом в костюме и гриме Наполеона, Он сидел в походном кресле у барабана, на котором лежала карта. Прос­тая походная шинель, треуголка, усталое небpитое лпицо человека, который в душе, видимо, знает, что это его последняя битва,. Кругом рвались снаряды, адъютанты на взмыленных лошадях привозили неуте­шительные донесения, с тревогой смотрели на поле боя маршалы. И только один человек в этом хаосе криков, взрывов и лошадиного ржанья сохранял спо­койствие. Взгляд темных глаз оставался пронзитель­ным и высокомерным.

В Америке, да и в Европе, Рода Стайгера часто на­зывают «актером N1» кинематографа и нe ску­пятся по отношению к нему на самые высокие эпите­ты. Сергей Бондарчик, у которого Cтaйгep снимаeтся в главной роли фильма «Ватерлоо», согласен с этим. Он paссказал, что у Стайгера нет ни одного банального жеста, ни одного привычного приема, ни одного одинакового дубля. На съемочной площадке он им­провизирует, целиком полагаясь на, свою художниче­скую интуицию. «Стайгер, - подчеркнул С. Бондар­чук, - предельно правдивый, предельно эмоциональ­ный актер. Он хорошо знает русский театр и русскую актерскую школу. Интересно размышляет о Станиславском, Черкасове и в особенности о Вахтангове. В игре Стайгера есть масштабность, есть что-то ша­ляпинское.

..Род Cтайгep родился в городе Нью-Арк, что близ Нью-Иорка, там вырос, и там еще сейчас живет его мать.

Я рос без отца, - рассказывает Стайгер, - и был единственным сыном у матери. Когда-то она хотела стать певицей, недолго работала в театре, но потом нe имела к искусству -никакого отношения. В сорок первом году я бросил школу и пошел добро­вольцем в военно-морской флот. Демобилизовавшись через четыре года, оказался человеком без образова­ния и профессии, Устроился кассиром в Ассоциации ветеранов войны. Там была самодеятельная теат­ральная группа, которая играла по четвергам. Однаж­ды я получил от них приглашение. Это был самый счастливый случай в моей жизни. Оказалось, что я быстро вживаюсь в образ, и режиссер посоветовал мне серьезнее отнестись к искусству. Служба мне не нравилась, и я поступил в нью-йоркскую драматиче­скую школу, где преподавали психологию и актер­ское мастерство. Я влюбился в актерское творчество и с тех пор посвящаю ему свою жизнь.

Первую профессиональную роль на сцене я полу­чил в 1946 году- в спектакле «Суд над Мэри Дуган.». Играл в Рабочем театре и на других подмостках. За роль пятидесятипятилетнего шерифа в спектакле «В разгаре ночи», поставленном на Бродвее, получил премию нью-йоркских критиков. Учился в школе-сту­дии Элиа Казана, в которой занятия велись пo системе Станиславского. Меня заметили, посыпа­лись предложения ролей. Потом пришел успех на телевидении За несколько лет я играл в телевизи­онных спектаклях около двухсот ролей, и в 1953 году получил приз за одну из пяти лучших ролей года на телеэкране. В кино я дебютировал в фильме «Тереза».

- В 1954 году Американская академия киноискус­ства назвала вас лучшим актером года за фильм «На набережной». Вероятно, с этого и началась ваша известность в кино?

- Пожалуй, да. Это была: вторая лучшая картина. Ее поставил один из лучших кинорежиссеров Элиа Казан, кстати, caм прекрасный актер. Мне повезло, что я работал с ним.

...Род Стайгер актер редчайший интуиции и вос­приимчивости. Он никогда не учился петь и танц­ивать, но, когда Фред Циннеман пригласил его на роль Джадa, в фильме «Оклахома», где нужно было уметь и то и другое, Стайгер уже через неделю продемон­стрировал профессиональное умениe певца и танцора.

- Джад влюблен в девушку,- рассказывает Стай­гер,- которая никогда не будет принадлежать ему.

Меня этот персонаж покорил силой чувства. Джад­ - злой человек, но я никогда не играю злодеев или добряков. Размышляя о персонаже, я всегда думаю о том, что человек нe может быть только хорошим или только плохим. Актер не должен играть роль и давать своему персонажу окончательную оценку. Это дело публики, которая судит поступки героя. С этого фильма началась моя дружба с режиссером Фредом Циннеманом. Это человек большого вкуса. Он никогда не идет нa компромиссы и работает толь­ко над тем, во что верит.

- Кого еще из режиссеров, с которыми работали, вы вспоминаете с благодарностью?

- Сиднея Люмета, с которым мы сделали «Ростов­щика». С симпатией отношусь к Франческо Рози, у которого снимался в фильме «Руки над городом». Когда мы начали работать, он нe говорил по-англий­ски, а я - по-итальянски. И, несмотря нa это, мы понимали друг друга. Благодаря этому фильму я узнал Италию и ее дух. «Руки над городом» - поли­тическая картина о коррупции в итальянском общест­ве.- Ha международном кинофестивале в Венеции нас обвиняли в том, что мы занимаемся коммунистичес­кой пропагандой.

С Сергеем Бондарчуком мы тоже старались обхо­диться без переводчика, хотя он нe знает англий­ского, а я русского. Мне нравится простота этого человека и глубина его эмоций.

- Какие качества вы больше всего цените в ре­жиссере?

- Человечность. Я знаю великолепных профессио­налов, но черствых людей, и это чувствовалось на экране. Когда режиссер ставит фильм, он должен воспринимать группу как семью и относиться к ней как отец. Это создает атмосферу, необходимую для творчества. Режиссер должен заботиться о том, что­бы у актера было хорошее настроение, чтобы он нe боялся делать ошибки, не нервничал из-за них. Это одинаково важно и для «звезд» и для дебютантов. Чувствуя себя свободно, актер легко поймет, в чем причины неудачи, и нe повторит ошибок. Главное ка­чество pежиссера - умение' создать вокруг себя «счастливую семью».

...Мы видели два фильма с участием Стайгера. Ha 5- том  Московском кинофестивале показывали вне кон­курса фильм Норманна Джюисона «В разгаре ночи». Фильм поставлен пo пьесе, в которой за тринадцать лет до этого Р. Стайгер играл Ha Бродвее. Глубокая пропасть взаимного нeпонимания разделяет двух ге­роев этого фильма - негра (Сидней Пуатье) и бело­го (Род Стайгер). Первый - детектив из северных штатов, человек образованный и либерально настро­енный, второй - шериф, консервативный южанин. Он нe может найти убийцу и вынужден обратиться за помощью к приезжему детективу. Вот и все, что ка­сается сюжета. Главное в картине - это глубоко продуманная игра актеров, их тонкое и сдержанное раскрытие психологии персонажей. Именно это за­ставляет зрителей ощутить все тлитворное влияние разъедающего душу расизма, нетерпимости, самодо­вольства. «Ростовщик» - тоже вне конкурса - показывался на последнем Московском фестивале. Род Стайгер играет в нем Сола Назермана, владельца небольшо­го ломбaрда в Гарлеме, прошедшего через гитлеров­ский концлагерь, потерявшего семью, живущего толь­ко воспоминаниями о прошлом. Актер показывает пробуждение человека к жизни.

- Это мой   любимый   фильм,- утверждает Род Стайгер.- Он говорит об ответственности человека перед другими людьми, о его общественных связях. О том, что невозможно уйти от жизни, скрыться от мира. Этим человек уничтожает сам себя.

- В чем, пo вашему мнению, секрет актерского успеха?

- Актерский успех? Это мираж. Достаточно одной неудачной роли, и все забыто. Это обязывает актера всегда быть в форме. Я нe знаю, в чем секрет успеха, но я знаю, что главное для меня - это сохранить уважение к самому себе. Сегодня коммерческое кино покупает всех и вся, и всегда находятся люди, гото­вые продаться. Такого актера легко узнать: оцень скоро он становится тенью, формулой человека.. Успех дaет телевидение, но этот успех приходит мгновен­но - передачу смотрят сразу восемьдесят миллионов зрителей -.и так жe быстро уходит. Остаются только доллары. He случайно «звезды» телевидения в Аме­рике так быстро спиваются. Самое ужасное, если ар­тист может сказать самому себе: я делаю это потому, что мне за это платят. Это значит, что он внутренне умер. Публика инстинктивно чувствует честность актера, и даже если ему не все удается, она ценит его за то, что  нe продается.

Три года мы добивались постановки «Ростовщика». Это удалось сделать с огромным трудом и вопреки Голливуду. В ожидании этой: роли я нe работал восем­надцать месяцев. В Италии '«Ростовщик» посмотрело больше зрителей, чем фильмы о Джеймсе Банде. Но самое главное для меня, что эту картину приняло молодое поколение - зрителям нужны правдивые фильмы и персонажи, которые служили бы примером, учили настоящей жизни. Когда человеку удается де­лать то, что он любит и во что верит, он мажет счи­тать себя счастливым.

- Собираетесь ли вы заняться режиссурой?

- Собираюсь. Я уже написал два сценария. Один антивоенный - судьбы пяти людей, находившихся во время войны на острове. Другой называется «Нерас­сказанная история»,- история великого актера, кото­рому не удалась личная жизнь. Но как актера и как режиссера меня больше всего интересуют биографи­ческие фильмы, подлинные и исторические персонажи. Я Играл знаменитого гангстера Аль Кaпоне. Испол­нял главную роль в фильме ,итальянца Ольми «Жизнь папы Иоанна XXIII». Я атеист, но это была исклю­чительная личность, завоевавшая уважeние всех. К  сожалению, фильм получился странным: в нeм слишком много религии и мало жизни:. Теперь буду играть Галилея в фильме пo пьесе Брехта. Если бы это зависело от меня, я исполнял бы только такие роли. Они неизменно покоряют меня. Heт ничего ин­тереснее, чем жить жизнью этих людей - Бетховена, Микеланджело, Хемингуэя. Я убежден, что такие фильмы имеют огромное воспитательное значение.

...Роль Наполеона Род Стайгер считает самой круп­ной во всей своей актерской карьере. В жизни актер - шатен с карими глазами, крупной, располневшей фи­гурой, большими руками. Даже в костюме Наполеона он нe очень похож на известные портреты Бонапарта. Сергей Бондарчук и Род Стайгер исходят из тoгo, что это были парадные портреты, не запечатлевшие Наполеона-человека. И как он выглядел в жизни, никто в точности нe знает. Поэтому живое, вырази­тельное лицо актера, и его художеническая интуиция больше могут рассказать о Наполеоне-человеке, чем пластический грим, копирующий известные изображе­ния. Мне показалось, что в облике Стайгера есть то, что писал о Наполеоне Стендаль: «Лицо у него не­обычайное, полное, круглое и бледное... Bо время беседы мускулы лица. почти нe двигаются, а иногда даже пребывают в полном покое, за исключением тех, которые расположены у самого рта». В фильме Напо­леону столько жe лет, сколько исполнителю его роли.

Стайгер показывает закат Наполеона, еще недавно бодрого и деятельного, а теперь усталого, больного, словно предчувствующего свое поражение. В твердом взгляде еще властность, а в тяжелой походке - без­надежность.

- Никто       не      может         определить, - говорит  Род Стайгер,- что такое величие. Наполeон рвался к без­граничной власти над людьми, ему мерещился образ объединенной под его началом Европы, и он шел пo этому пути. Что толкало его? Только амбиция, бес­конечное высокомерие? Но не этим он был велик. Он обладал богатым воображением и чувствовал в себе силы, чтобы реализовать свои мечты в дей­ствительность. Природа наделила Наполеона не толь­ко воображением, но и физической выносливостью, силой воли, даром убеждения, целеустремленностью и решительностью. Такие люди делают только то, что кажется правильным им. Они перестают видеть сла­бости других, требуют от них тех жe качеств, кото­рыми обладают сaми. Убедившись, что этих качеств у других нет, они все начинают делать самостоятель­но, никому ничего не доверяя. А это изнашивает. Даже великий человек может нести только опреде­ленную ношу. Трагедия в том, что такой человек отрывается от людей, его перестают понимать. Это трагедия деспота.

В фильме Наполеон произносит такие фразы: «Франция и я - единое целое», «Я вернулся только для того, чтобы сделать Францию счастливой», «Я слышу биение сердца Франции». Я восхищаюсь Напо­леоном, но нe люблю его, поскольку сам являюсь пацифистом и отрицательно отношусь к войнам, славе и иным атрибутам власти, которые завоевываются кровью. Но, разумеется, свое личное отношение я нe собираюсь переносить на экран. Постараюсь сыграть Наполеона точно. Обычно в спектаклях и фильмах о Наполеоне подчеркивают авантюрную сторону. Я питаю скромную надeжду на то, что, может быть, мне удастся углубить этот сложнейший образ, находивший уже не раз как сценическое, так и экранное воплощение.

С удовольствием продолжил бы биографию Напо­леона в кино, например, его жизнь на острове Cв. Елены.

...Когда основное в фильмe - трактовка образа главного персонажа, и когда на съемочной площадке встречаются две такие яркие индивидуальности, как исполнитель этой роли Род Стайгер и постановщик картины Сергей Бондарчук, не может обойтись без споров, столкновения точек зрения. Но, бывая на съемках, я видел, как легко преодолеваются разно­гласия, как быстро находится общий язык. Это объ­ясняется тем, что у двух больших художников есть общая платформа. Она заключается в принципиаль­но одинаковом понимании образа Наполеона и в том, что оба они - убежденные приверженцы реалистиче­ской школы игры. Оба безгранично верят в искусство переживания, оба ищут пути прежде всего к сердцу зрителя.

Взято из Сборника «Экран» 1969 -1970 годы

***

Материал не подвергался редакторской правке. Орфография так же соответствует оригиналу 

Hosted by uCoz