Тосиро Мифуне: развивать лучшие традиции
В своей книге «Пространство
трагедии» Г. М. Козинцев рассказывает о
знакомстве с японским киноактером Тосиро
Мифунз: «Во время Московского фестиваля на
приеме, устроенном японской делегацией,
меня познакомили с невысоким японцем в
европейском вечернем костюме. Он
приветливо улыбался, мы обменялись
вежливыми фразами. Когда мы простились и он
ушел, я спросил: кто этот человек? Боже мой,
да я не узнал своего самого любимого
артиста. Как я мог не узнать его?.. На
заключительной церемонии вручали приз
фильму «Красная борода»... Зал ахнул и замер.
В серо - черном халате, с веером, заткнутым
за пояс, вышел на сцену Дворца съездов
человек поразительной мужской красоты:
сама его осанка, шаг, каждое движение были
полны силы и достоинства...»
Это было в 1965
году. На Московском фестивале 1973 года, где
Тосиро Мифунэ был членом жюри, скромный,
приветливый, он старался не привлекать к
себе внимание, и это ему легко удавалось.
Никому и в голову не приходило, что этот
улыбчивый, коренастый японец в темном
костюме и белой рубашке и есть тот самый
грозный самурай с горящим взглядом и
звериной грацией движений, которого мы
часто видим в японских фильмах.
- Оказал ли
влияние на ваше творчество японский
национальный театр?
- Да, хотя я
никогда не учился театральному искусству
и не играл на сцене. Но японское кино тесно
связано с театральными традициями. Это
влияние сказывается и в костюмах, и в гриме,
и в декорациях, и в музыке, и в актерской
пластике. Конечно, оно не могло обойти и
меня.
- Расскажите,
пожалуйста, о себе.
- Я родился в 1920
rоду в Маньчжурии в семье фотографа.
Обучился профессии отца, но началась война
и я стал солдатом. Семь лет воевал в
Маньчжурии. Этот непосредственный
жизненный опыт поможет мне позже воплощать
персонажей военного времени. Например, в 1970
году я играл адмирала в фильме «Военная
каста», и хотя сам я был только ефрейтором,
но мне приходилось видеть и высшее
командование. В Японию вернулся в 1947 году.
Была разруха. Семья моя погибла. Я голодал.
Приходилось искать средства к
существованию. В поисках работы обращался
во многие места, но безрезультатно.
Встретил товарища по армии, который работал
кинооператором в компании «Тохо», и
обратился к нему за помощью. Я был согласен
на любую работу, об актерской профессии и не
думал. Он привел меня в «Тохо». В 1947 году мне
предложили сняться в фильме режиссера
Сонкити Тинигучи по сценарию Куросавы «По
ту сторону Серебряного хребта». В 1948 году
выступил в фильме «Пьяный ангел»,
поставленном Акирой Куросавой. Он и сделал
мне имя. Куросава учил меня даже в самом
плохом человеке искать и показывать
хорошие черты. Есть режиссеры, которые
видят свою задачу в том, чтобы выстраивать
мизансцены и управлять актерами, как
марионетками. Для Куросавы важно, чтобы
актер прежде всего думал над образом.
В 1950 году
Мифунэ снялся в роли разбойника Тидзёмару
в фильме Куросавы «Расёмон». В 1951 году этот
фильм получил на фестивале в Венеции
главный приз Лев св. Марка, и имена Куросавы
и Мифунз скоро стали известны во всем мире.
Картина эта шла и на советских экранах.
Один из любимых
персонажей Тосиро Мифунэ - бродячий
самурай, с мечом в руках выступающий в
защиту слабых и униженных, за
справедливость. Таков герой картины Масаки
Кобаяси «Восставший» гордый рыцарь Исобуро
Сасахара, восставший против кодексов
самурайской чести, против традиций,
попирающих достоинство человека,
предпочитающий смерть покорности.
- Такие герои,-
говорит Мифунэ,- кажутся мне выразителями
гуманистического начала. Зрителям такие
персонажи знакомы по американским
ковбойским лентам: благородные, честные,
бескорыстные, в конце концов побеждающие
злодеев. Но герои вестерна условны и
антиисторичны. Самураи, которых мне довелось
сыграть, жизненны, конкретны, а потому
человечны, полнокровны.
Разнообразие
персонажей, сыгранных Мифунэ, не имеет себе
равных: врач и детектив, художник и учитель,
чиновник и промышленник, нищий и глава
компании, автоинструктор и феодал,
преступник и самурай с мечом в руках. Мы
видели его вольным самураем в «Знаменах
самураев» и «человеком-рикшей» Мацугоро;
видели секретарем президента компании,
вступающим в борьбу с могущественной
корпорацией в фильме «Злые остаются
живыми», и пожилым владельцем завода, живущим
в страхе перед угрозой взрыва водородной
бомбы в антивоенной ленте «Записки
живущего». Куда делись в этой роли ярость
Мифунэ, гибкость его тела, быстрота
движений, озорная силища, жадное жизнелюбие
его мрачных и привлекательных героев. Здесь
на первый план выступают человеческие
слабости, отчаяние, чувство страха перед
смертью.
Мы видим лучшую
роль Тосиро Мифунэ - в фильме «Красная
борода», восемнадцатой его картине, поставленной
Куросавой. Он играет роль доктора Нииде по
прозвищу Красная борода, удивительного
человека, посвятившего всю свою жизнь
помощи страждущим. Кажущаяся скупость
внешних средств - Нииде очень сдержан в
проявлении эмоций - с еще большей силой дает
почувствовать его внутреннюю неистовость,
когда он вступает в бой с невежеством,
хищничеством, произволом.
В 196б году
американский режиссер Джон Франкенхаймер
поставил картину «Большой приз» - захватывающее
зрелище об автогонках в Монте-Карло. Одну из
небольших ролей – владельца японского
автозавода, чья машина приходит первой, -
сыграл Тосиро Мифунэ. Ему было трудно
играть - он не знал английского языка. Да и
не привык к участию в дорогих, внешне эффектных,
но не несущих глубокой мысли картинах. А
Джона Франкенхаймера интересовал не талант
актера: а его имя. Но участие в этом и в трех
других американских фильмах позволило ему
открыть собственную студию «Мифунэ-про».
- В Японии
снимается очень много картин,- говорит
актер,- но подавляющее их большинство -
гангстерские и эротические ленты Я создал
студию для того, чтобы талантливые
кинематографисты могли продолжать на ней
лучшие традиции японского кино. В 1967 году
режиссер К. Окамото поставил на моей студии
картину «Самый длинный день Японии», в
которой я играл роль военного министра
Японии Анами, совершающего перед
объявлением о капитуляции страны обряд
харакири - самоубийство. Это фильм о
последних двадцати четырех часах войны.
Моя главная цель - создавать хорошие
фильмы, которые доставляют зрителям
наслаждение и воспитывают у них высокие
чувства, фильмы, рассказывающие о лучших
сторонах человеческой души.
Я буду сниматься на Борнео в фильме французского режиссера Пьера Шлёндорфера «Прощание с королем»,а затем в двадцатишестисерийной телевизионной ленте «Бродячий самурай». Это будет как бы продолжение приключений средневекового рыцаря Санцзюро, охраняющего своего господина, которые начались в фильме «Телохранитель».
Взято из
сборника «Экран» 1973 – 1974 годы
***
Материал не подвергался редакторской правке. Орфография так же соответствует оригиналу
P.S. Хочу внести правку - Тоширо
Мифуне в фильме "Большой приз" сыграл
владельца японской команды Формулы -1
"Ямура" Изо Ямура. Сыграл в фильме одну
из самых главных ролей. И кино несмотря на
то, что было коммерческим, получилось в меру
гениальным. А уж затрагивая тему автогонок,
то Франкенхаймер и вовсе снял лучший фильм
на данную тему.