Тосиро Мифуне: развивать лучшие традиции

 

В своей книге «Пространство трагедии» Г. М. Козинцев рассказывает о знакомстве с японским киноактером Тосиро Мифунз: «Во время Московского фестиваля на приеме, устроенном японской делегацией, меня позна­комили с невысоким японцем в европейском вечернем костюме. Он приветливо улыбался, мы обменялись вежливыми фразами. Когда мы простились и он ушел, я спросил: кто этот человек? Боже мой, да я не узнал своего самого любимого артиста. Как я мог не узнать его?.. На заключительной церемонии вручали приз фильму «Красная борода»... Зал ахнул и замер. В серо - черном халате, с веером, заткнутым за пояс, вышел на сцену Дворца съездов человек поразительной мужской красоты: сама его осанка, шаг, каждое движение были полны силы и достоинства...»

Это было в 1965 году. На Московском фестивале 1973 года, где Тосиро Мифунэ был членом жюри, скромный, приветливый, он старался не привлекать к себе внима­ние, и это ему легко удавалось. Никому и в голову не приходило, что этот улыбчивый, коренастый японец в темном костюме и белой рубашке и есть тот самый грозный самурай с горящим взглядом и звериной гра­цией движений, которого мы часто видим в японских фильмах.

- Оказал ли влияние на ваше творчество японский национальный театр?

- Да, хотя я никогда не учился театральному искус­ству и не играл на сцене. Но японское кино тесно связано с театральными традициями. Это влияние ска­зывается и в костюмах, и в гриме, и в декорациях, и в музыке, и в актерской пластике. Конечно, оно не могло обойти и меня.

- Расскажите, пожалуйста, о себе.

- Я родился в 1920 rоду в Маньчжурии в семье фото­графа. Обучился профессии отца, но началась война и я стал солдатом. Семь лет воевал в Маньчжурии. Этот непосредственный жизненный опыт поможет мне позже воплощать персонажей военного времени. Например, в 1970 году я играл адмирала в фильме «Военная каста», и хотя сам я был только ефрейтором, но мне приходи­лось видеть и высшее командование. В Японию вернулся в 1947 году. Была разруха. Семья моя погибла. Я голодал. Приходилось искать средства к существованию. В поисках работы обращался во многие места, но безре­зультатно. Встретил товарища по армии, который рабо­тал кинооператором в компании «Тохо», и обратился к нему за помощью. Я был согласен на любую работу, об актерской профессии и не думал. Он привел меня в «Тохо». В 1947 году мне предложили сняться в фильме режиссера Сонкити Тинигучи по сценарию Куросавы «По ту сторону Серебряного хребта». В 1948 году выступил в фильме «Пьяный ангел», поставленном Акирой Куросавой. Он и сделал мне имя. Куросава учил меня даже в самом плохом человеке искать и показывать хорошие черты. Есть режиссеры, которые видят свою задачу в том, чтобы выстраивать мизансцены и управ­лять актерами, как марионетками. Для Куросавы важно, чтобы актер прежде всего думал над образом.

В 1950 году Мифунэ снялся в роли разбойника Тидзё­мару в фильме Куросавы «Расёмон». В 1951 году этот фильм получил на фестивале в Венеции главный приз Лев св. Марка, и имена Куросавы и Мифунз скоро стали известны во всем мире. Картина эта шла и на советских экранах.

Один из любимых персонажей Тосиро Мифу­нэ - бродячий самурай, с мечом в руках выступающий в защиту слабых и униженных, за справедливость. Таков герой картины Масаки Кобаяси «Восставший» гордый рыцарь Исобуро Сасахара, восставший против кодексов самурайской чести, против традиций, попирающих достоинство человека, предпочитающий смерть покор­ности.

- Такие герои,- говорит Мифунэ,- кажутся мне выразителями гуманистического начала. Зрителям та­кие персонажи знакомы по американским ковбойским лентам: благородные, честные, бескорыстные, в конце концов побеждающие злодеев. Но герои вестерна условны и антиисторичны. Самураи, которых мне дове­лось сыграть, жизненны, конкретны, а потому человеч­ны, полнокровны.

Разнообразие персонажей, сыгранных Мифунэ, не имеет себе равных: врач и детектив, художник и учитель, чиновник и промышленник, нищий и глава компании, автоинструктор и феодал, преступник и самурай с мечом в руках. Мы видели его вольным самураем в «Знаменах самураев» и «человеком-рикшей» Мацугоро; видели секретарем президента компании, вступающим в борьбу с могущественной корпорацией в фильме «Злые оста­ются живыми», и пожилым владельцем завода, живу­щим в страхе перед угрозой взрыва водородной бомбы в антивоенной ленте «Записки живущего». Куда делись в этой роли ярость Мифунэ, гибкость его тела, быстрота движений, озорная силища, жадное жизнелюбие его мрачных и привлекательных героев. Здесь на первый план выступают человеческие слабости, отчаяние, чув­ство страха перед смертью.

Мы видим лучшую роль Тосиро Мифунэ - в фильме «Красная борода», восемнадцатой его картине, постав­ленной Куросавой. Он играет роль доктора Нииде по прозвищу Красная борода, удивительного человека, посвятившего всю свою жизнь помощи страждущим. Кажущаяся скупость внешних средств - Нииде очень сдержан в проявлении эмоций - с еще большей силой дает почувствовать его внутреннюю неистовость, когда он вступает в бой с невежеством, хищничеством, произ­волом.

В 196б году американский режиссер Джон Франкен­хаймер поставил картину «Большой приз» - захваты­вающее зрелище об автогонках в Монте-Карло. Одну из небольших ролей – владельца японского автозавода, чья машина приходит первой, - сыграл Тосиро Мифунэ. Ему было трудно играть - он не знал английского язы­ка. Да и не привык к участию в дорогих, внешне эффект­ных, но не несущих глубокой мысли картинах. А Джона Франкенхаймера интересовал не талант актера: а его имя. Но участие в этом и в трех других американских фильмах позволило ему открыть собственную студию «Мифунэ-про».

- В Японии снимается очень много картин,- гово­рит актер,- но подавляющее их большин­ство - гангстерские и эротические ленты Я создал сту­дию для того, чтобы талантливые кинематографисты могли продолжать на ней лучшие традиции японского кино. В 1967 году режиссер К. Окамото поставил на моей студии картину «Самый длинный день Японии», в которой я играл роль военного министра Японии Ана­ми, совершающего перед объявлением о капитуляции страны обряд харакири - самоубийство. Это фильм о последних двадцати четырех часах войны.

Моя  главная цель - создавать хорошие фильмы, которые доставляют зрителям наслаждение и воспиты­вают у них высокие чувства, фильмы, рассказывающие о лучших сторонах человеческой души.

Я буду сниматься на Борнео в фильме французского режиссера Пьера Шлёндорфера «Прощание с коро­лем»,а затем в двадцатишестисерийной телевизионной ленте «Бродячий самурай». Это будет как бы продолже­ние приключений средневекового рыцаря Санцзюро, охраняющего своего господина, которые начались в фильме «Телохранитель».

Взято из сборника «Экран» 1973 – 1974 годы

***

 

Материал не подвергался редакторской правке. Орфография так же соответствует оригиналу 

P.S. Хочу внести правку - Тоширо Мифуне в фильме "Большой приз" сыграл владельца японской команды Формулы -1  "Ямура" Изо Ямура. Сыграл в фильме одну из самых главных ролей. И кино несмотря на то, что было коммерческим, получилось в меру гениальным. А уж затрагивая тему автогонок, то Франкенхаймер и вовсе снял лучший фильм на данную тему. 

 

Hosted by uCoz