Джан Мария Волонте: актер номер один
Родился 9 апреля 1933 -го года
Умер 6 -го декабря 1994 -го года
Высокий
крепкий мужчина с внимательным и
спокойным взглядом светло-карих глаз под
темными бровями вразлет знает, что умрет
на электрическом стуле. Он сидит на скамье
подсудимых, чуть потирая большой рабочей
рукой краешек лба. Он весь достоинство и
гордость. Под крахмальным воротником рубашки
- галстук-бабочка. Так бы выглядел огромный
трудовой человек, отправляясь со своей
семьей на праздник. Но не будет больше
праздников в жизни Бартоломео Ванцетти, он
войдет в историю вместе с Николо Сакко как
символ, символ человеческого мужества и
символ беззакония целой системы американского
правосудия.
- В сущности, мы
должны быть вам благодарны,- говорит Ванцетти
председателю суда.- Без вас мы умерли бы, как
два заурядных человека: хороший сапожник и
бедный продавец рыбы. Мы никогда не думали,
что нам удастся столько сделать во имя
справедливости, терпимости и
взаимопонимания между людьми.
Он не трибун, но
умеет заставить слушать себя, потому что в
его речи, в его облике - убежденность в своей
правоте, торжествующая, но сдержанная сила.
Страх смерти чуть угадывается в этом рослом
здоровом человеке, естественный страх
полного жизни мужчины, но он не дает ему
прорваться. Ванцетти уйдет в черноту, когда
палач прикроет ему глаза щитком, перед тем
как включить рубильник, уйдет в бессмертие...
Седой человек с
непокрытой головой проходит по уютным
улицам Женевы. Здесь падает и сразу тает
теплый снег, короткая радость европейских
ребятишек, а он - нездешний - тоскует среди
ухоженных скверов Женевы по многоголосому
шуму уличных торговцев, по пестроте
восточного города, по красной земле своей
родины - Марокко. Садьель - изгнанник, на
родине его ждет смертная казнь, он скрывается
здесь, в Европе, но и работает.
Четко, деловито,
кратко отвечает Садьель на вопросы
журналистов, он участвует в подготовке
конференции солидарности народов трех
континентов. Смерть настигает его в
рождественском Париже, куда Садьеля
заманили деятели международной реакции
якобы для участия в телевизионной передаче
о судьбах третьего мира.
Он спокойно и
иронично беседует с полковником Кассаром,
он не выдаст товарищей по борьбе. Мы увидим
его благородное лицо, искаженное мукой
пытки, и улыбка презрения в последний раз
тронет его твердые губы. Садьель - герой
фильма Ива Буассе «Похищение», получившего
Серебряный приз VI1I Московского фестиваля,
его прототип - видный деятель движения независимости
- Бен Барка.
...Долго,
бесконечно долго идет к пламени костра
мятежный монах Джордано Бруно. Железная
скоба перерезала его губы, язык проткнут
гвоздем. Теперь говорят глаза: яростные,
гордые, сверкающие, от их света в страхе
отворачиваются палачи. Великий ученый
предстает в фильме Джулиано Монтальдо не
средневековым схимником, а жизнелюбцем,
жадным в стремлении познать тайны
вселенной, щедрым в желании открыть ее
людям и просто молодым, полным сил, озорным
человеком. И как будто не пролегли почти
пять веков между Бруно и сегодняшним залом.
Его темперамент заражает верой в правду
жизни, его слова созвучны настроениям тех,
кто сегодня борется против просвещенного
мракобесия.
Открытое лицо
под шапкой седых курчавых волос,
дружелюбная улыбка, чуть приметная ямочка
на твердом подбородке - таков Джан Мария
Волонте, хорошо знакомый нам по
многочисленным фильмам, которые властно
захватили мировой экран конца 60-х - начала 70-х
годов, возвестив о возрождении
политического кинематографа в Италии. Лицо
Волонте стало как бы знаком, символом этой
мощной струи прогрессивного кино.
Еще недавно
актером номер один Италии по праву считался
Марчелло Мастроянни. Герой Мастроянни был
лиричен, нежен, нерешителен, в нем
отразилась и мятущаяся душа художника в
картинах Феллини и легкий народный юмор в
лентах Де Сика. Но время требовало нового
героя, и постепенно Мастроянни отошел на
второй план, а на смену его обаятельному
герою пришел резкий, точный, определенный
характер человека действия. И воплотил
этот характер Джан Мария Волонте.
Волонте в
начале 60-х годов был только театральным
актером.
- Я играл и в
греческой трагедии, и в шекспировской,
освоил русскую классику - Достоевский,
Островский, Чехов. Любил «Идиота», нет нет,
я играл не Мышкина - Уогожина, и Волонте
сверкнул глазами, лицо его на секунду
переменилось, - перед нами был одержимый,
сжигаемый страстями Рогожин, Волонте
показался невероятно похожим на героя
Достоевского. И тут же опять стал мягким.
Такой Волонте играл в театре Сакко, робкого,
тихого итальянца, волею социальной
несправедливости возведенного в ранг
героя.
Первые большие
роли в кино сразу заявили идейную платформу
будущих героев Волонте, которые сделали его
актером номер один сегодняшней Италии.
Народный вожак,
поднимающий сицилийских крестьян на борьбу
за землю, рабочих - отстаивать свое право
трудиться на здешних рудниках, Сальваторе
смел, решителен и неоднозначен, ничто
человеческое ему не чуждо, он знает минуты
сомнений, спадов, неверия. Таким рисует
Волонте своего героя, приговоренного
мафией к смерти, в картине Орсини и братьев
Тавиани « Человек, которого надо
уничтожить».
Ренато Браски,
лодпольщик из антифашистского фильма Де
Бозио «Террорист», храбр, храбр безоглядно,
и это в условиях подполья, требующего
дисциплины, гибкости действий, приводит его
к гибели.
Фильмы эти,
однако, не имели ycпexa в прокате, их задавила
лавина коммерческих лент. Волонте не был
еще популярен и не мог конкурировать с
признанными любимцами широкой публики.
И Волонте
сражается с коммерческим кино его же
средствами - он снимается в вестернах
Серджо Леоне в роли бандита-мексиканца. Это
был характер сильный, решительный,
достоверный и определенно отрицательный.
Имя Волонте не стоит в титрах этих лент,
принесших огромные деньги Леоне и породивших
столь несвойственный итальянскому кино
жанр, определенный критикой как «спагетти-вестерн».
Актер скрылся под псевдонимом Джон Уэллс.
Но лицо его заметили и режиссеры и
продюсеры - ворота в кино открылись. Теперь
Волонте возвращается к образу, им избранному
ранее, отвечающему идейным убеждениям
актера-коммумиста.
Альдо Черви в
картине «Семь братьев Черви» (где Волонте
играл вместе с Олегом Жаковым)-опять
народный вожак, но не стихийный бунтарь.
Волонте показывает, может быть впервые в
итальянском кино, работу подпольщика-коммуниста
именно как работу, профессию, невидную,
каждодневную; требующую терления и
терпимости.
Тип же бvнтаря
будет нарисован актером в двух картинах - «Любовница
Граминьи» Лидзани и «Под знаком Скорпиона»
братьев Тавиани.
В 1968 году Джан
Мария Волонте вдруг сам устраивает бунт, он
расторгает все договоры, которых к тому
времени накопилось больше десятка,
выплачивает огромную неустойку, заявляет,
что порывает с кино, где царит дух коммерции,
и собирается посвятить себя театру.
Но магия
кинематографа уже прочно приковала его к
себе. У Волонте есть ёще и гражданский темперамент.
Его волнует не только собственная
актерская судьба, но и проблемы положения
итальянских актеров вообще, вопросы профессионального
воспитания. И главное, что занимает сегодня
Волонте,- зто борьба за действенность
искусства, за его влияние на социальную и
политицескуiо жизнь страны, на умы людей. В
1964 году он сам поставил драму «Наместник»,
которая шла в здании книжного магазина издательсгва
Фельтринелли, потому что власти запретили
показ ее в театральных залах.
А недавно он
вместе с группой прогрессивных
кинематографистов снял документальную
ленту о бастующих рабочих Рима «Палатка на
площади».
- Мы должны
добиваться в больших залах острых
политических документальных картин,
показывающих реальные действия, борьбу рабочих
за свои права - этот вид кинематографа я
считаю истинно политическим,- говорит актер.
В 1969 году Джан
Мария Волонте возвращается на экран и с той
поры становится не просто очень заметной
фигурой итальянского кино, но фигурой
главенствующей.
Элио Петри,
режиссер фильма «Следствие по делу
гражданина вне всяких подозрений», имел
четкий замысел: «Я хотел сделать фильм,
направленный против полиции... В
деятельности полиции отражается
репрессивная сущность буржуазного
общества, и я хотел разоблачать
общественные отношения, построенные
исключительно на силе».
Джан Мария
Волонте играет в фильме полицейского
комиссара. Это образ страшный и сложный.
Волонте здесь - подтянутый, прилизанный, с
четким пробором набриолиненных волос -
бесконечно нравится самому себе. Он упивается
властью, он любуется каждым своим жестом (как
картинно заносит он кулак над жертвой на
допросе!), он с удовольствием слушает
собственные крики - безнаказанность
настолько развратила его, что, нарушая
законы, он испытывает почти физическое
наслаждение. Простые людские радости ему
недоступны, его гложет комплекс
неполноценности - он чувствует, что
недотягивает до «светского человека»,
каким ему хочется быть, с любовницей
соединяет его не потребность в близком существе,
а неуемная страсть жестокостью,
извращением заглушить прочно сидящую в
нем неуверенность слабой души. Ощущая, что
женщина подмечает его слабость, он перерезает
ей горло безопасной бритвой - нет границ
вседозволенности...
Волонте играет
здесь размашисто, заостряя образ цо
гротеска, именно благодаря ему картина
прозвучала обвинительным актом
буржуазному обществу.
На Каннском
фестивале 1972 года первый приз разделили два
фильма, «Рабочий класс идет в рай» Элио
Петри и «Дело Матгеи» Франческо Рози, в
которых Волонте исполнил две очень разные
роли (он снимался в этих картинах
параллельно).
Рабочий Лулу
Масса в начале картины Петри - всего лишь одна
деталь, приданная его токарному станку,
тупой механизм, весь настроенный только на
заработок. Он враждебен всему, замкнут и,
когда станок отрывает ему палец, мечется в
бессильной злобе, не зная, на кого ее
обрушить, потому что классовое сознание еще
не проснулось в нем.
Он кидается от
длинноволосых студентов-экстремистов к
профсоюзным деятелям, готовым на компромисс
с хозяевами, не понимая, что пути к
социализму нужно искать поначалу в себе, в
перестройке своего сознания. Лулу Масса в
исполнении Волонте еще и очень итальянский,
национальный характер. Одна из лучших сцен
фильма, где Масса новым взглядом окидывает
свой дом, кучу ненужных предметов. невероятное
количество часов, ваз, коробочек - вот ради
чего он сделал себя рабом, потерял
человеческий облик, - и Масса начинает крушить
мертвый мир вещей, отнявший его душу, силу,
достоинство.
Актер говорит:
- Это
критический анализ случая рабочей «несознательности».
Рабочий оказывается в западне соблазнов
общества потребления... Фильм осуждает
потребление как попытку усыпить сознание.
Мой герой не отдает себе отчета в этом
процессе, он расплачивается собой, но
всякий раз, платя, он отрывает от себя кусочек
своего существования...
В «Деле Маттеи»
Джану Марии досталась, по признанию самого
постановщика Франческо Рози, довольно
невыигрышная роль. Инженер Маттеи скромен,
корректен - в его облике нет ничего
характерного, что выделяло бы его из рядовыx
итальянцев.
Между тем
Матгеи опять «сильная личность», хотя
Волонте не дает никаких внешних проявлений
этой силы человека, обнаружившего в архивах
сведения о залежах сырья в Италии и
вызвавшего в стране буквально «нефтяную
горячку», Он игнорирует интересы крупных
монополий, заключает договоры с Советским
Союзом и социалистическими странами, с
Арабским Востоком, хoчет реорганизовать
эксплуатацию сырья в Сицилии, где так
сильна мафия. Деятельность его приобретает
поистине фантастический размах. Неожиданно
личный самолет Маттеи разбивается при
невыясненных обстоятельствах - слишком многим
мешал Маттеи на международной
экономической арене.
Подчеркнутая
документальность фильма оставляет, однако,
за кадром важный социальный момент,
рассматривая масштабность фигуры Маттеи,
режиссер и актер забывают о
капиталистической сущности его
деятельности. И все-таки картина обвинении
крупного капитала и мафии получилась
достаточно яркой.
Тему обличения
мафии Рози и Волонте продолжают в другой совместной
работе - «Счастливчик Лучано».
Лучано -
Волонте в чем-то сродни герою «Следствия по
делу...» Та же прилизанная внешность, та же
улыбочка хищного зверя на тонких губах,
холодный блеск очков скрывает глаза. Но
Лучано не неистов, а вкрадчив, его движения
медленны, никому не известно, какие
страсти бушуют в зтом сухом человеке,
опутавшем западный мир неуловимой сетью
контрабандной торговли наркотиками. Он
примерный верующий, неприметный гражданин
Сицилии. Ничто не дрогнет в его лице, когда
Лучано проходит вдоль кладбищенской стены
с именами своих жертв. Он тщательно моет
руки в ресторане, где рядом в зале его
молодчики убивают уже ненужного коллегу. Он
невозмутимо высокомерен и немногословен
на допросе. Лучано абсолютно убежден в
своей мощи. И падает на пол в здании
аэропорта, где встречает очередного
агента, не от пули - от инфаркта. Мафия
безнаказанна. Рози и Воломте дают анамнез
болезни общества.
Здесь даже не
названы все фильмы последних лет, где Джан
Мария Волонте утверждением правого дела
или саркастическим обличением социального
зла выступает за преобразование своей
страны. Для этого потребовалась бы не
статья, а целая книга.
«Волонте на
сегодняшний день - самый большой капитал
итальянского кино», - говорит режиссер
Джулиано Монтальдо. И добавим от себя:
Волонте - совесть итальянского экрана,
потому что он соединяет в себе ясность
убеждений художника - коммуниста и высокое
мастерство передачи их языком кино.
Г. Долматовская
Взято из
Сборника «Экран» 1974 -1975 годы
***
Материал не
подвергался редакторской правке.
Орфография так же соответствует оригиналу