"Ровно в полдень"
"Ровно в Полдень" ( High Noon 1952 год) производство United Artists
В главных ролях :
Гэри Купер (Gary Cooper) и Грейс Келли (Grace Kelly)
Создатели:
Сценарий - Карл Фореман (Carl Foreman)
Композиторы - Дмитрий Тёмкин (Dimitri Tiomkin)
Оператор - Флойд Кросби (Floyd Crosby)
Монтаж - Элмо Уилльямс (Elmo Williams) Гарри Герстад (Harry Gerstad)
Режиссер - Фред Циннеманн (Fred Zinnemann)
Краткое изложение сюжета
В маленьком городке местный маршал Уилл Кейн получает телеграмму о том, что к нему в город едет, отпущенный давеча из тюрьмы бандит, некогда засаженный за решетку его усилиями. Негодяй ранее поклялся убить Кейна. А в это самое время на станцию, в том самом городке прибывают трое особо опасных убийц, одного, из которых играет известный по долларовой трилогии (и не только) актер Ли Ван Клиф. Они узнают у билетера, когда прибудет поезд с их «духовным лидером», а так же кровным врагом Уилла Кейна. Поезд прибывает ровно в полдень!
Дальше, как полагается в таких случаях у маршала есть два пути: либо постыдно драпать, либо собирать народное сопротивление и сразится с врагом. Но народ, который наш доблестный маршал охранял столько лет, явно не пылает энтузиазмом помогать закону. После чего даже молодая жена Кейна упрашивает его уехать. Но наш герой непреклонен. Дуэль!!!
И как полагается в таких фильмах, наш орел разбирается с тремя негодяями в одиночку, четвертого валит его жена. Ну и тут, как говорится сказочки конец.
Рецензия
В киноискусстве есть жанры, которые, как правило, на вечно прикрепляются к их авторам. Леоне стал мэтром вестерна, сняв всего пять фильмов ставших эталонами жанра. А Хичкок, создав почти 53 картины остался на вечно в истории кино как «Мастер саспенса». И чтобы не говорили поклонники таланта великого английского режиссера, о внутренних комплексах как подоплеках его картин, о психологических основах его творений. Для большинства он навсегда остался известен как «Мастер саспенса».
Я не зря начал свою рецензию с описания Хичкока. Так как фильм "Ровно в полдень", является образцовой Хичкоковской картиной. Единственным не "Хичевским" элементом фильма, в данном случае является жанр – Хичкок никогда не снимал вестернов.
Зато Фред Циннеманн, используя технику англичанина, сделал на ее основе вестерн. А для полного комплекта пригласил любимого композитора «Мастера саспенса» из 40- х годов – Дмитрия Тёмкина.
А получился из этого американский вестерн начала 50 –х, который во - многом является лучшим американским фильмом о ковбоях того времени. Конечно Фред Циннеманн был далеко не Серджио Леоне, и жанр вестерна уже, тогда катился под гору. Но спасла этот фильм именно политика. Вообще лучшие вестерны всегда были неимоверно политизированы. Сэм Пекинпа говорил: «Вестерн — это универсальная оболочка, которая позволяет высказывать соображения по поводу сегодняшнего дня». И он был прав, потому что расцвет жанра пришелся именно на эпоху конца 60-х и режиссерами триумфаторами были в основном Корбуччи, Леоне и Пекинпа. Они вплетали в свои картины именно политику и идеи как социальные, так иногда и даже фашистские. За счет чего, придавая актуальность, которую спагетти-вестерны не потеряли по сей день. А на дворе, тогда стоял 1968 -й год.
Но вернемся немного назад. Комиссия антиамериканской деятельности в начале 50-х во главе с сенатором Маккарти вызывала на допросы одного за другим деятелей культуры. В итоге, заставляя одних становится подлецами как Элиа Казана и Стерлинга Хейдена, других мученикам, как Дэшиела Хэммета и Клиффорда Одетса. В ответ на эту реальность был снят «Ровно в Полдень». А Уилл Кейн выступил персонажем на собственном примере, высмеивающим общественный конформизм. И безмолвие общества, а так же конгресса... Именно его борьба, сравнимая разве, что с сопротивлением героев фильмов Хичкока "Леди Исчезает" и "39 –т ступеней" во - многом помогла кинодеятелям почувствовать бесстрашие в собственных сердцах и перейти в наступление на "Маккартизм". Тем более автором сценария "Ровно в полдень" был опальный тогда автор Карл Фореман. Но в данном случае не надо забывать, что «Леди Исчезает» Хичкока тоже была политическим манифестом против пассивной политики правительства Чемберлена перед второй мировой войной. Именно актуальность проблемы: терзание человека, от которого отвернулось общество трусливых людей, которые до недавнего времени были его друзьями и товарищами вывело этот фильм в ранг лучшего Американского вестерна тех лет.
Хотя помимо тематической подпитки, фильм не лишен и кинематографических достоинств. Стоит заметить, что сюжет является далеко не главным составляющим успеха. "Ровно в Полдень" делают шедевром, прежде всего – монтаж, операторская, режиссерская работа, игра актеров и конечно саспенс.
Начнем с последнего. Именно саспенс, присутствует в картине с первой до последней минуты. Здесь нет (Так же как и фильмах Хичкока – злодей известен заранее) тайн. Атмосферу фильма, сдобренную приятной музыкой Дмитрия Тёмкина, создает ожидание смерти главного героя, которому никто в этом злосчастном городе не хочет помочь. Как почти всем героям классических лент того же Хичкока. Саспенс так же увеличивают, то и дело, вставляемые часы; в том числе и станционные, которые показывают время до прихода состава.
Больной ( кровоточащая язва и поврежденное бедро) Гэри Купер играет на грани фола, выдавая терзания и пустые надежды своего героя так ярко, как не смог бы сыграть не один другой профессиональный актер. Операторская работа выполнена просто блестяще, особенно привлекают съемки с движения отдельных частей повозки крупным планом - колес, например. Что в некотором смысле подобно тому, что было сделано в"Таксисте" Мартина Скорцезе. В завершение хочется сказать пару слов про монтаж, который во многом делает картину такой захватывающей. Именно параллельный монтаж: Бандиты- Кейн и создают незабываемый финал
***
Учитывая политизированность Серджио Леоне - он не мог не процитировать этот вестерн в своих картинах. В фильме «Однажды на диком западе», открывающая сцена - есть не что иное, как прямая цитата из «Ровно в Полдень». Однако в данном случае Леоне, скорее спародировал фильм Цинеманна, так как начальник и кровный враг Гармоники на встречу не приходит, поручая трем подручным убрать героя Бронсона. В «Ровно в полдень» с шерифом разбираются бандиты вместе шефом, здесь уже обыгрывается, (IMHO) расслоение общества на классы, которое происходит даже на диком западе, в эпоху анархии - "одни рубят бабки","другие ходят на мокруху".
Так же эту сцену вновь цитирует
Тонино Валери или опять же Серджио Леоне в
фильме «Меня зовут Никто», который
поочередно снимали два итальянца. Однако
там троица поджидает шерифа Джэка
Боригарда, который поклялся убить их шефа в
парикмахерской.
Кадры из фильма
Хочу привести знаменитое начало "ОНДЗ", срисованное Леоне с этого фильма.
***
Так же Фред Циннеманн процитировал Альфреда Хичкока. В фильме "Тень сомнения" есть сцена, где главная героиня Чарли, поняв, что ее дядя маньяк, а так же потеряв возможность доказать это; ощутив одиночество в душе, выходит в центр пустого зала в библиотеке. Точно так же, когда от Кейна отворачиваются все жители города. Уилл оказывается в похожей ситуации и режиссер показывает его одного на фоне пустого города, с отъездом камеры в верх, аналогично "Хичю" в выше описанной сцене.
На чем приобрести?
Фильм есть на www.Oldfilms.ru, так же его можно купить на "Горбушке". На "Горбушке" он стоит 170 -рублей. Я перевел с кассеты фильм в формат Mpeg4, и загнал на один CD - диск.
Написал: AlexV.