"Джонни-Гитара"                  Назад на страницу с фильмом

 

"Джонни-Гитара" ("Johnny Guitar" 1954-й год ) производство Republic production

Sterling Hayden (Стерлинг Хейден) - Johnny "Guitar" Logan (Джонни Логан, "Джонни-Гитара")

 Joan Crawford (Джоан Кроуфорд) -  Vienna (Виенна)

Mercedes McCambridge (Мерседес МакКэмбридж) - Emma Small (Эмма Смолл)

Ernest Borgnine (Эрнест Боргнайн) - Bart Lonergan (Барт Лонэган)

Продюсер - Херберт Дж. Йэйтс (Herbert J. Yates)

Сценарий - Филип Йордан (Philip Yordan)

Композитор - Виктор Янг (Victor Young)

Оператор - Хэрри Стрэдлинг-старший (Harry Stradling, Sr.)

Монтаж - Ричард Л. Ван Энгер (Richard L. Van Enger)

Режиссер - Николас Рэй (Nicholas Ray)

Краткое изложение сюжета

   В салун, управляемый одной очень самостоятельной женщиной (Виенной), приезжает одинокий гитарист – ее бывший возлюбленный.

  Вблизи, строят железную дорогу. Через ближайший город должно пойти железнодорожное сообщение, что грозит сильно увеличит численность жителей городка. И еще больше: увеличит конкуренцию среди них же.  Отчего в обществе начинает расти недовольство, которое перерастает в войну, после убийства неизвестными вблизи населенного пункта дилижанса и всех его пассажиров (Фокса и его друзей(!)). Раскаленные до предела, местной «активисткой» Эммой Смол люди из городка жаждут наказать виновных. И выгнать Виенну, у которой, каждую пятницу развлекается банда «Дансинга Кида», подозреваемая в убийствах. Отстояв салун в первый раз, Виенна и ее друг, оказываются в еще более сложной ситуации. В этот раз ее подозревают еще в соучастии в ограбление банка. Чаша терпения, переполнена. Как сказал Джонни Логан: «Нам придется сражаться… А сражаться - значит убивать!»

  Дополнительно см. аналогичный раздел «Однажды на диком западе»

Рецензия

  Я всегда поражался тому как Николас Рей, мог превратить сюжет для «мыльной оперы» фактически в греческую трагедию. При этом, вместив в полуторачасовой  фильм такое количество событий и ситуаций, которое с лихвой вылилось бы на 3- или 4 часа экранного времени у таких режиссеров как Висконти или Леоне. В тоже время американец, постоянно балансировал на очень тонкой струне: с одной стороны его фильмы всегда непременно выражали, в иллюзорной форме (а иногда и нет) мнения и призывы прогрессивной творческой элиты и времени их создания. С другой: он никогда не уходил в аппозицию Америке. Хотя и не пел дифирамбов «Американизму» и не был замечен в политкорректности. Он снимал  Стерлинга Хайдена  - актера оклеветавшего наравне с Элиа Казаном  (автора знаменитой картины «В порту», прославляющей доносы на друзей и врагов (на вручении Оскара этой картине в 55-том, никто из присутствующих не встал поприветствовать режиссера, а сей случай попал в историю Голливуда) многих известных людей того времени в Голливуде на допросах организованных Юджином Маккарти. И в тоже время Хэмфри Богарта  - борца с «Маккартизмом».

  Вестерн во все времена был формальной оболочкой для выражения актуальных идей своего времени. Одним из первых, по-настоящему политизированных вестернов стал «Джонни-гитара». Рей взял за основу самые прогрессивные веяния того времени и объединил их. «Феминизм» – и хозяйкой салуна стала женщина  – ответ Фрицу Лангу с его «Пресловутым Ранчо». Линчевание толпой беззащитного юноши, гонения хозяйки и гитариста -  заимствованы из фильма Ланга «Ярость». Более того: американец взял так же сюжетную линию с поджогом салуна (у Ланга тюрьмы). Несправедливо, оклеветанные герои стали музыкантом и танцором («Джонии-Гитара» – «Дэнсинг Кид»(«Малыш-танцор»)) – намек на гонения творческих личностей из Голливуда.

  В результате получился не только один из самых ярких и красивых классических американских вестернов. Но и самый актуальный фильм эпохи. Рей открыто противопоставил индивидуализм героев одиночек, управляемой стае, набрасывающейся на беззащитных жертв, аналогично комиссии по антиамериканской деятельности. Тем самым одним из первых сняв вестерн, прославляющий индивидуализм. Особенно в пику коллективистским работам Форда («Она носила желтую ленту» или «Дилижанс»), заложив основу идеи, породившей целый жанр – спагетти-вестерн, перенеся из film - noir героев – одиночек. Однако по стилистике работа американца далеко не noir. Обреченности там нет.  Скорее типичная для Рея эмоциональность.  

  «Джонни-Гитара» - гимн целому поколению режиссеров. Леоне взял сюжетную канву фильма (переиначив ее конечно почти до неузнаваемости) для сценария «Однажды на диком западе». После чего «…Гитара» превратился в Гармонику. «Даэнсинг Кид» в Шаена. Виенна в Джилл. А салун в ранчо. К тому же Леоне задал своему творению эпический и социальный посыл. А Рей оставался лишь в рамках мифологии  Годар называл этот фильм одной из лучших американских картин 50-х. И выражал свое признание на каждом шагу. В «Безумный Пъеро» Фердинанд Грифон отвечает жене на упрек в развращении дочери-  «Ты ее трижды сводил на «Джонни-гитару» на этой недели.». Пьеро: «Ребенок должен развиваться». А в «Уик-энде» «Джонни-Гитара» был радиопозывным. Определяющей же для Француза, стала, следующая работа Рея – «Бунтовщик без идеала», герой которой, сыгранный Джеймсом Дином стал основой для Мишеля Пуакара («На последнем дыхании») и Фердинанда Грифона («Безумный Пьеро»). А у Шаброля прообразом Лазло Ковача («Двойной поворот ключа»).

  Фассбиндер, воздал приветствие великому творению, назвав фильм в честь героев убитых в Дилижансе – жертв убийц, которые так и не были найдены – «Фокс и его друзья» («Кулачное право свободы»).

А Джармуш снял «Кофе и сигареты», взяв за основу цитату из «Д-Г»: «Главная потребность любого мужчины: Сигареты и кофе…»

  Этот фильм сложно с чем-то сравнивать. Повторюсь - это не noir. Его герои символичны, но не более того. Они говорят цитатами - именно этот, формалисткой язык, позаимствовал  у Рея Серджио Леоне. Помните: «Ты только играть умеешь, или стрелять тоже» – заимствование несомненно. - «Джонни-Гитара» – «Умеешь только танцевать, или играть тоже?».  Им сопереживаешь.  Режиссер очень точно выдерживает уровень мелодраматизма. И только изображение готово вылиться в слезливую мелодраму, как Рей вставляет либо комичный, либо трагичный эпизод. Тем самым, оставляя накал страстей на нужном уровне. Позднее эту систему позаимствовал у него Серджио Леоне.

  Удивительное дело, если у Николаса Рея  в финале Джонни и Виенна уходят вместе, то у Леоне: Бретта Мак-бейна убили еще в начале фильма. Шаен – умирает, Гармоника уезжает в неизвестном направлении, а Джилл остается одна... …Like man said: «У Джона Форда в окно смотрят с надеждой. Я показываю человека, который боится открыть дверь. Если он это сделает, он получит пулю между глаз…»

Запоминающиеся цитаты

Джонни Логан: "Умеешь только танцевать, или играть тоже?"

Джонни Логан: "Ничто не может быть лучше сигареты и чашечки хорошего кофе. Однако, некоторые предпочитают золото и деньги... Другие землю и скот... Но я встречал и таких, у которых слабость - виски... и женщины. Но все же, в глубине души, главная потребность любого мужчины: Кофе и сигареты."

"Дэнсинг Кид": "Я должен вначале стрелять, а потом действовать, я не могу действовать, а потом стрелять."

Виенна: "Но пока у него есть гордость, он - мужчина А стоит женщине оступиться однажды, то она - шлюха!"

Джонни Логан: "Скажи мне что-нибудь приятное." Виенна: "Конечно! А что ты хочешь услышать?" Джонни Логан: "Солги мне… Скажи мне то, чего я жду. Скажи мне: все эти годы - я ждала тебя. Скажи, что умерла бы, если бы я не вернулся." Виенна:"Я умерла если б ты не вернулся." Джонни Логан: "Скажи мне, что ты все еще любишь меня так же как я люблю тебя." Виенна: "Я все еще люблю тебя так же, как ты любишь меня." Джонни Логан:"Спасибо. Большое спасибо за ложь."

Джонни Логан: "Нам придется сражаться… А сражаться - значит убивать!"

Виенна: "Они его повесят! Он еще мальчишка. Если он играет с оружием, он должен иметь мужество умирать как мужчина."

Интересные факты

Джоан Кроуфорд билась с Мерседес МакКэмбридж как в жизни, так и на экране. Однажды ночью с пьяном виде Кроуфорд раскидала все костюмы Мерседес МакКэмбридж по Аризонскому шоссе. (фильм снимали в Аризоне)

Кадры из фильма

На чем приобрести?

Хороший вопрос... На кассете этот фильм выпущен www.oldfilms.ru. C их кассетой я "знаком" не был, поэтому оценить перевод и качество видео не могу. Так же он есть в Divx-формате на раздаче, устроенной вашим покорным слугой и форумом сайта www.divxclub.ru по этому адресу , куда всех милости прошу за этим фильмом.

Написал: AlexV.

Отзывы на обзоры пишите на форум или на E-mail:

Hosted by uCoz