Серджио Леоне

Сказано: «Настоящий мужчи­на знает, чего хочет, и делает это медленно». В фильмах Серджо Леоне мужчины медленно двигаются, цепко и невыносимо смотрят, пе­режевывают огрызок сигары, раз­драженно щерясь на мачистскую трескотню смертных. Театрально, с египетскими церемониями за­жигают спичку. Стреляют так быстро, что не успевает среагировать глаз — как на мах самурайско­го меча или «мельницу» Джета Ли. Отстрелявшись, бросают что-ни­будь матерое, типа: «Лошади пойдут налегке».

Л. задал стандарт спагетти-вестерна — итальянской жанровой каль­ки, в лучших образцах превзошедшей оригинал. Суженные голубые глаза убийцы. Мутный желток солнца, бряк шпор, суховей, пыльники. Дрожь потной капли в ложбине верхней губы. Заунывная, как молит­ва койота, губная гармо­ника Эннио Морриконе.

Потребительское отно­шение к брюнеткам.

Грубым фаллоцентризмом он наследовал абор­дажному кинематографу Сэма Пекинпа, церемония­ми огнестрельных разборок — совершенствовал ритмику Фреда Циннемана и Джона Стерджеса. Вы­шедшие подряд «Пригоршня долларов» (1964), «На несколько долла­ров больше» (1965). «Хороший, плохой, злой» (1966), «Однажды на Диком Западе» (1968) торпедировали бесполый, вялый, галлюциноген­ный позднешестидесятнический угар, но без свойственных бруталь­ному кино фашистских захлестов. Объявив антитезой худому миру до­брую драку за сундук мертвеца, Л, смачно заземлил вегетарианскую этику беззубого десятилетия, а оттесненным на обочину самцам по­дарил ретростиль: щетина, осклабленный прикус, плоская, без щеголь­ских загибов шляпа.

Следующим типично итало-американским жан­ром, приспособленным Л. к циничной современно­сти, стала гангстерская са­га. Ни до, ни после «Одна­жды в Америке» (1984) коллегам не удавалось со столь нежным лиризмом снять предательство, из­насилование, детский секс и убийство полицейского. Пастораль о вселенской грязи, что на во­роту не виснет, запечатлелась в веках сверлящей трелью телефона в опиумокурильне. опознанием анонимного насильника на ощупь и бисквитом с вишенкой за перепихняк.

Доказав, что способен осваивать мегабюджеты. Л. запланировал пеплум о блокаде Ленинграда "900 дней"; перестройка и взаимобра­тание были в разгаре, русская тема на гребне, бережное итальян­ское отношение к чужой славе обещало прорыв в эпическом жан­ре — но Ленинграда не получилось: Л. умер, а прочим проект ока­зался не по силам.

В деле придания товарного вида чужим изобретениям он переаме-риканил саму Америку, дотоле непревзойденную в аранжировочном бизнесе. Вдохнул черную душу в романтические, исконно голливудские жанры. Подарил США воплощение местного духа — малоизвестного в 60-х сериальского артиста Клинта Иствуда (см. на И), 28 лет спус­тя окончательно добившего вестерн фильмом «Непрощенный».

Денис Горелов

Назад

Hosted by uCoz