"Стратегия паука"

"Стратегия паука"( "Strategia del ragno", 1970 -й год) производство: "RAI"

 Джулио Броджи (Giulio Brogi) - Атос Маньяни, отец и сын (Athos Magnani, father and son)

 

Алида Валли (Alida Valli) -  Драйфа (Draifa)

 

Продюсер -  Джованни Бертолуччи (Giovanni Bertolucci)

Сценарий - Бернардо Бертолуччи (Bernardo Bertolucci), Эдуардо Ди Грегорио (Eduardo de Gregorio), Марилу Паролини (Marilù Parolini) 

по рассказу Хорхе Луиса Борхеса - "Тема предателя и героя". Читать рассказ 

Операторы - Франко Ди Джакомо(Franco Di Giacomo), Витторио Стораро (Vittorio Storaro) 

Монтаж - Габу Пенальда (Gaby Peñalba)

Режиссер - Бернардо Бертолуччи  (Bernardo Bertolucci)

Краткое изложение сюжета

Атос Маньяни пытается выяснить подробности гибели своего отца,  расстрелянного фашистами в провинции Эмилия-Романьи. Однако эти поиски приводят к совершенно неожиданным результатам: убийство - было просьбой отца, дабы впоследствии стать героем революции… прошу прощении, антифашисткого сопротивления.

Рецензия

Я давно намеревался написать о «Стратегии паука». Вероятно, сложно найти наиболее сходный с «За пригоршню динамита» по цитатам, настроению, дидактизму и сюжету фильм. Оба полотна иллюзорно повествуют об итогах провала восстания 68-го года. Оба фатальны. Оба формалистичны и образны. В обоих время обретает новое качество: уверенно перетекая из прошлого в настоящее. В обоих случаях мы имеем дело с экранизацией Борхеса: «Тема предателя и героя».

Конечно Бертолуччи остался ближе к роману. Здесь имеет место смерть отца и сын смотрит на прошлое глазами с послевоенной моралью. Леоне, напротив разделяет героев. Шон Мэллори убивает неизвестного бунтаря, сразу после расправы над жандармами, делая его героем Ирландского сопротивления. И вновь назидательно повторяется урок Борхеса, когда доктор Вилльега кончает с собой в железнодорожной аварии: «…теперь он стал великим героем революции…».

Атос Маньяни стал героем города – его бюст установлен на площади напротив театра – места его гибели.  Его пример вдохновил целое поколение, которое считало его идеалом. Его пример помог -  фашизм был уничтожен.

Но сын не может успокоится – он хочет узнать правду. Город, благодаря камере Стораро и несколько непоследовательно-любительской манере Бертолуччи, копирующего лучшие образцы творчества Пазолини создают портрет не столько истории, сколько портрет этих мест. История намеренно формалистична – мы не знаем о героях ничего. Кто они? Где работают? Настоящего в сюжете не существует. Город напоминает скопление мертвецов, а флэшбеки в прошлое только убеждают нас  в этом.

Одномерность истории напоминает Джалло раннего Ардженто или Бавы из 60-х. А камера Сторарро, мерно выхватывающая, то кукурузное поле, то ночной фонарь создает красочный орнамент из жизни глубинки.

Атос Маньяни прежде чем стал героем – был предателем. Он выдал планы покушения на Муссолини – оно, по его мнению, было бесполезно и привело бы только к бессмысленной резне. Его жертва была не напрасна. Он не мог прослыть предателем и попросил друзей убить себя, инсценировав все как будто это сделали фашисты. Его сын сводит воедино головоломку из сведений, собранных от жителей города. Пока в итоге не узнает, что его отца убили трое его самых преданных друзей. Он умер счастливым и стал «великим героем» сопротивления.

«Стратегия паука» - это фильм о человеке, который пытается бежать из прошлого, изжить в себе память, найти силы и двигаться вперед. Для Шона Мэллори - тюрьма это настоящее, с пулеметами, войной и сопротивлением. И смертью…. Замкнутый круг сына Атоса Маньяни заканчивается на станции Тара, куда он и приехал несколько дней назад. Подобно герою «Города Зеро» - он не может покинуть его. Поезд опаздывает, сначала на 10- минут, потом на 40- и т.д. А рельсы уже заросли бурьяном. В фильмографии Бертолуччи все это будет иметь продолжении в «20-том веке», где последние 40-минут фильма будут посвящены маршам пролетариев под красными знаменами, судилищам эксплуататоров и экспроприации нечестно нажитой собственности.

И все-таки в данном случае Бертолуччи был прав: поезд уехал и никогда не вернется вновь. Революция, равно как и юношеский идеализм мертв. Его не осталось. А общество – старики, на фоне вечной природы.

Шон Мэллори умер, завершив свой путь в сражении с минометами, а-ля кампания во Въетнаме. Бертолуччи развенчал миф о героях Италии времен Муссолини, подведя итог в отсутствие их и сегодня. А Леоне, и вовсе уничтожил надежду на сопротивления. После «За пригоршню динамита» была только снята мрачная, полная ностальгии и отчаяния фильм-сага «Однажды в Америке», где действие так же заканчивается в 68-м. Одна эпоха миновала.    

 

   Интересный факты

В 1971-м году Серджио Леоне снял фильм, вольно-основанный на рассказе Борхеса  "Тема предателя и героя" - "За пригоршню динамита". Окончательно и бесповоротно подписав приговор 68-тому году: милитаризму и борьбе. Идеалы молодежи 68-го были основаны на пафосе смертей, героев первой и второй мировой войн.    

 

Кадры из фильма

 

Выпущен на кассете компанией Deval-видео. На DVD фильм никогда не выходил. 

Так же можно скачать на раздаче, организованной вашим покорным слугой вот по этому адресу

Написал: AlexV

Отзывы на обзоры пишите на форум или на E-mail:

Hosted by uCoz