Главная | Колосс Родосский | За пригоршню долларов | На несколько долларов больше | Хороший, плохой и злой | Однажды на диком западе | За пригоршню динамита | Однажды в Америке |
Частично основан на коротком рассказе Хорхе Луиса Борхеса - "Тема предателя и героя". Читать рассказ и фильме Бернардо Бертолуччи "Стратегия паука"
В главных ролях:
Джеймс Кобурн (James Coburn) - Джон Мэллори (John H Mallory) |
Род Стайгер (Rod Steiger) - Хуан Миранда (Juan Miranda) |
Энтони Сен- Джон (Antoine Saint-John)- генерал Ганттаруез (Guttierez) |
Ромоло Валли (Rоmolo Valli) - Доктор Вилльега (Dr. Villega) |
Сценарий - Серджио Леоне (Sergio Leone), Серджо Донати (Sergio Donati), Лучано Виченцони (Luciano Vincenzoni)
Сюжет -Серджио Леоне (Sergio Leone), Серджо Донати (Sergio Donati)
Композитор - Эннио Морриконе (Ennio Morricone)
Оператор - Джузеппе Риццолини (Giuseppe Ruzzolini)
Монтаж - Нино Баральи (Nino Baragli)
Краткое изложение
сюжета
В «За пригоршню динамита» перед нами предстает Мексика времен гражданской войны 1910 -1917 годов. Нищета местного населения достигла невиданных размеров. Произвол властей перестал вписываться в разумные рамки - у людей отняли все. А народ, представителем, которого является один из главных героев - безграмотный крестьянин Хуан Миранда, либо вступает в ряды революционеров, либо, как наш герой выходит на большую дорогу. Вместе с сыновьями он экспроприирует у богатых дилижансы и мечтает ограбить банк в городке Месса - Верде. И тут, как ни кстати, судьба сводит его с разочаровавшимся ирландским революционером Джоном Мэллори (Джеймс Кобурн - известный по американским вестернам актер, приглашался сниматься в "За пригоршню долларов" и "Однажды на диком западе", но постоянно отказывался) – специалистом взрывотехником, по совместительству. Хуан пытается удержать случайного встречного, (иногда уговорами, а иногда и грубой силой - в зависимости от ситуации) чтобы тот помог ему ограбить банк при помощи динамита. Но Джон приехал делать бизнес на поставках взрывчатки местному аристократу по фамилии Ашебах. Однако обстоятельства, с которыми столкнуться наши герои, окажутся сильнее - жизнь заставит Хуана и Джона принять участие в Мексиканской революции. Наши герои, сами того не ведая, вступают в революционное движение. И как это обычно бывают - по чистой случайности. А встает на пути революционеров третий персонаж фильма генерал Ганттаруез, вызванный губернатором Уэртой подавить народное восстание. Он, то и срывает планы наших героев, и заставляя их стать ополченцами всерьез.
Рецензия
«Вестерн — это универсальная оболочка, которая позволяет высказывать соображения по поводу сегодняшнего дня».
Сэм Пекинпа
Все революции делают дилетанты.
Варлам Шаламов
Идею снять
"За пригоршню динамита" подсказали
молодежные волнения конца 60-х.
К тому же в начале 70-х, еще было живо
поколение, людей бывших живыми свидетелями
не только первой и второй мировых войн, но и
триумфа фашизма. В одном из интервью Леоне
окрестил «За пригоршню динамита»: «Сверх
политическим фильмом». Трудно сказать,
намеревался ли итальянец снимать его сам
или только вынужден был это сделать после
отказа Питера Богдановича и Сэма Пекинпа.
Но факт остается фактом - «За
пригоршню динамита» -
один из самых тонких, философских и
новаторских фильмов Серджио Леоне. И все же
давайте рассмотрим его с начала и до конца.
А с начала, как правило, идет название. Вот
именно названий у этой картины,
бесчисленное, множество. В Америке она
проходила прокате,
как «Ложись, придурок», во Франции и Италии
«Однажды… Революция», в Германии «Мелодия
смерти», в Англии «За пригоршню динамита».
Этот фильм, несмотря на сюжет, исполнение и
одну из самых лучших мелодий Эннио
Морриконе - «Giu la testa» не
стал хитом. Тем не менее, всем, кто по
настоящему любит
фильмы Серджио Леоне, необходимо увидеть
«За пригоршню динамита». Почему?
Ответ - далее в моей рецензии.
Леоне зарекался не снимать
вестерны после «Однажды
на диком западе», и он сдержал это
обещание… Сняв, интеллектуальную сагу о
романтизме, дружбе и предательстве; войне и
мире, заботливо обернутую в обертку
спагетти-вестерна. «За пригоршню динамита»
был необходим Леоне, чтобы расстаться с
наследием вестерна. Да, и в общем то фильм и
начинается как вестерн: пустыня, дилижанс,
стрельба... Только тут не будет дуэлей,
героев, личностей, тех кого мы привыкли
романтизировать в вестернах. В этом мире не
способен выжить не только классический и
политкорректный Джон Уэйн, но и в нем не
место романтическим и жестоким: Шаену,
Гармоники и даже «Человеку без имени». В
этом мире, появляется "третья сила" –
государство. Бороться с ней ни под силу
практически ни кому. А единственным оружием
против нее становиться – динамит, которым
можно мгновенно убить десятки, если не
сотни человек.
Условно, "За пригоршню динамита" можно поделить на две части: первая ироническая и вторая трагическая. Первый час Леоне снял в стиле «Хорошего, плохого и злого» - герои, то и дело подкалывают друг друга, а опереточный юмор итальянца бьет ключом. Вот только грустные флэшбеки портят комедию. Но после ограбления банка и народного восстания, ставшего реальным благодаря вмешательству ирландца врывотехника, все меняется. Дабы подавить бунт, власти Мексики вызывают войска и броневики. С этого момента участь героев - анархистов во многом сочтена. Ибо в эпоху танков и броневиков - один человек, даже с пулеметом, мало что значит, пускай и в революционной Мексики.
Исторические несоответствия, изначально бросаются в глаза. В революционной Мексики 1910-х годов мы видим немецкие пулеметы MG 34 и броневики. А вместо традиционных сомбреро и шляп генералов южан – Мексиканцев – арийской наружности генерал Ганттаруез. И, только идеально исторические точные флэшбеки передают время, когда Джон еще жил в Ирландии. Когда он был влюблен, когда он стал революционером. И, когда он в итоге убил предателя и своего единственного друга – Шона. Позднее, нечто подобное мы увидим в «Однажды в Америке», где опиумные грезы «Нудля», построят иную реальность в будущем, постоянно возвращаясь чистым и наивно-незамутненным образам детства. В «За пригоршню динамита» - Мексики не существует. Существует: революция и война, - спектакль, который перед нами ставит демиург-режиссер. Камерная, не свойственная для вестерна картинка главенствует над сюжетом. А диалоги героев, над действием.
Где разочарование интеллектуала – революционера Джона Мэллори объединяет его с тупым бандитом – человеком действия Хуаном. Леоне и его герои проклинают все: Бакунина и либерализм, свободу и прощение. В финале, после столкновения поездов, уже слышны выстрелы минометов – «Доброе утро! Вьетнам»… Джон умирает, покидая «зону насилия» и оставляя своего единственного друга – воевать. Оставляя, словно, разочаровавшийся во всем Фердинанд Гриффон («Безумный Пьеро») Годара.
Революционная Мексика,
производит впечатление некой
потусторонней зоны. Которую за фильм минуют
герои. Начиная от дилижанса, набитого «до
верху» фашистами, заканчивая «тупой»
резней в финале… Зону, пройдя которую,
словно, Сталкеры, герои познают правду о том
времени, в котором они жили, и поступках
которые совершали. Насилие порождает
только насилие. Леоне
пишет эпитафию первой половины 20-того века,
через сюрреализм избранной свободной формы.
Такую же грустно - лиричную, как "Дикая
банда" и "Пэт Гэррэт и Билли Кид"
Сэма Пекинпа.
Интересные факты
1.Во всех фильмах Леоне есть
так называемые запоминающиеся фразы. На
самом уважаемом сайте о кино www.imdb.com
их называют "memorable quotes". К
примеру фильм "Однажды на диком западе"
весь состоит из таких ярких цитат менее
всего их пожалуй в "Колоссе Родосском",
но так или иначе «За пригоршню динамита»
тоже не лишен "memorable quotes":
Джон Мэллори- "Когда
кругом неразбериха, тому кто точно знает
чего он хочет, легче достигнуть цели"
Джон Мэллори - "Ложись,
придурок."
Джон Мэллори - "Если ты
выстрелишь в меня - придется переписывать
карты."
Джон Мэллори - "Если
перед мной выбор: уйти с ворюгой или
избавить мир от нескольких солдат. Я выберу
не ворюгу!"
Джон Мэллори - "А что от
вас ждать? Вы можете только мечтать, сидеть
в подвалах и мочиться на стены..." Доктор
Вилльега - "Не все должны сражаться, кому-то
надо организовывать людей." Джон
Мэллори - "Да, дааа, конечно. Ладно не
обращайте внимания - это личное."
Джон Мэллори - "Прошу
извинить, но я остаюсь. Мне плевать на
революцию, я устал бегать по этим горам безо
всякого толка. Я остаюсь здесь - у этого
самого моста. Может это назло вам и вашим
хилым мечтам, а может просто ноги болят.
Думайте как хотите."
Джон Мэллори - "Раньше я
верил во- многое. И как верил... Но сейчас я
верю только в динамит."
Хуан Миранда - "Похоже
революционеры есть везде - они как мухи."
Хуан Миранда - "Панчо
Вилья был самый лучший главарь бандитов: у
него наглости на сотню... До революции был
хороший бандит. А теперь что... Ни что!
Генерал!. По мне это дерьмо!"
Хуан Миранда - "Я и моя
семья - моя родина." Джон Мэллори - "Твоя
родина - это еще Хуерта, помещики и
губернатор. Ганттаруез и саранча в форме. И
эта революция тоже..."
Хуан Миранда - "Революция,
что такое революция? Не говори мне о
революции! Я все знаю о революции! И с чего
они начинаются. Сперва, кто-то читает книги
и приходит к тем кто их не читает - к бедным и
говорит:" Пора изменить жизнь..." Не
цикай мне, не цикай...Я знаю, что такое
революция... Те кто читает говорят тем кто не
читает - бедным: "Пора изменить жизнь! И
что сделают это сами бедные" А потом эти
читатели садятся вокруг полированного
стола и говорят, говорят... Что им нужно то,
им нужно это... А что с бедными? Они мертвые!
Это и есть твоя революция. Так что не надо о
революции. А что бывает потом? Все это
дерьмо начинается сначала."
2. Этот фильм помимо разных
названий, имеет разные версии. В Америке где
он проходил под названием "Ложись
придурок" его сократили до 132 минут.
Международная прокатная версия,
наиболее известная в мире равна 143 - минуты.
В Италии он выпущен в версии 147 минут, а
полная режиcсерcкая версия, длиться 162
минуты.
3. Это фильм задумывался как
продюсерский проект Серджио Леоне, а
режиссером хотели сделать молодого Питера
Богдановича. Однако Американец отказался
от проекта после того как прочитал сценарий.
А актеры - Джеймс Кобурн и Род Стайгер
поставили ультиматум: либо режиссер Леоне,
либо Богданович. Серджио Леоне решил
снимать. Причина отказа Богдановича
состояла в том, что в сценарии не было и
половины диалогов. Поэтому большинство
разговоров в фильме - импровизация,
особенно сильно выглядит это в монологе
Хуана Миранды по отношению к Джону Мэллори,
где последний читает Михаила Бакунина.
Леоне предоставил Стайгеру полную
актерскую свободу, а тот с импровизировал.
Получилось, то что получилось.
4. Итальянская версия
отличается наличием финального Флэшбека,
где Джон в рапиде вспоминает Ирландию... И
после этого кончает с жизнью - он потерял
все: друга, любовь, родину... А приобрел
дружбу варюги и смерть....
5. Характер Джона Маллори
писался под Джейсона Робардса, а Хуана
Миранды под Элая Уоллаха. Однако, у студии
был контракт с Родом Стайгером, и поэтому от
кандидатуры Уоллаха пришлось отказаться.
Джеймс Коберн так же был предложен студией.
6. В фильме используется
немецкий пулемет MG-34, впервые построенный
лишь вначале 30-х годов. Но это не является
режиссерской ошибкой. Дело в том что
немецкий пулемет, использовавшийся во
время второй мировой войны является
аллюзией, на борьбу с фашизмом. А герой
Ганттаруеза, на собирательный образ
немецкого офицера времен войны. Сцена,
где Джон и Хуан расстреливают Мексиканских
солдат, является, аллюзорной. Герои Леоне
уподобляются антифашистскому
сопротивлению в годы войны.
7.Режиссерская версия "За
пригоршню динамита" включает в себя 4-ри
дополнительные сцены:
8.Примечательно, что в некоторых
версиях (например, во Французской)
Ганттаруез (Guttierez) зовется Гюнтером Резой (Gunther
Reza).
9. Несмотря на мелодию-персонажа
Джона Мэллори (равно, как и его попытка
представиться Шоном) "Шон-Шон" - героя
зовут не Шон, а Джон. По сценарию: Шоном
звали, убитого им друга в Ирландии. А
мелодия, была призвана, напоминать Джону
Мэллори о прошлом.
Кадры из фильма
На чем приобрести?
На DVD не выходил, за исключением "оцифровки" от Svetla-Video.
Написал: AlexV.