Главная   Колосс Родосский За пригоршню долларов На несколько долларов больше Хороший, плохой и злой Однажды на диком западе За пригоршню динамита Однажды в Америке 

 

За пригоршню динамита

Цитаты

Финальный Флэшбек

Награды и номинации 

За пригоршню динамита (или иначе: Однажды.... революция)  (C'era una volta la rivoluzione, Duck, You Sucker, A Fistful of Dynamite, Giu'La Testa 1971 год ) производство United - Artists 

Частично основан на коротком рассказе Хорхе Луиса Борхеса - "Тема предателя  и героя".  Читать рассказ  и фильме Бернардо Бертолуччи "Стратегия паука"

В главных ролях:

Джеймс Кобурн (James Coburn) - Джон Мэллори (John H Mallory)

Род Стайгер (Rod Steiger) - Хуан Миранда (Juan Miranda)

Энтони Сен- Джон (Antoine Saint-John)- генерал Ганттаруез (Guttierez)

Ромоло Валли (Rоmolo Valli) - Доктор Вилльега (Dr. Villega)

 

Сценарий - Серджио Леоне (Sergio Leone), Серджо Донати (Sergio Donati), Лучано Виченцони (Luciano Vincenzoni)

Сюжет -Серджио Леоне (Sergio Leone), Серджо Донати (Sergio Donati)

Композитор - Эннио Морриконе (Ennio Morricone)

Оператор - Джузеппе Риццолини (Giuseppe Ruzzolini)

Монтаж - Нино Баральи (Nino Baragli)

 

Краткое изложение сюжета

В «За пригоршню динамита» перед нами предстает Мексика времен гражданской войны 1910 -1917 годов. Нищета местного населения достигла невиданных размеров. Произвол властей перестал вписываться в разумные рамки - у людей отняли все. А народ, представителем, которого является один из главных героев - безграмотный крестьянин Хуан Миранда, либо вступает в ряды революционеров, либо, как наш герой выходит на большую дорогу.  Вместе с сыновьями он экспроприирует у богатых дилижансы и мечтает ограбить банк в городке Месса - Верде. И тут, как ни кстати, судьба сводит его с разочаровавшимся ирландским революционером Джоном Мэллори (Джеймс Кобурн - известный по американским вестернам актер, приглашался сниматься в  "За пригоршню долларов" и "Однажды на диком западе", но постоянно отказывался) – специалистом взрывотехником, по совместительству. Хуан пытается удержать случайного встречного, (иногда уговорами, а иногда и грубой силой - в зависимости от ситуации) чтобы тот помог ему ограбить банк при помощи динамита. Но Джон приехал делать бизнес на поставках взрывчатки  местному аристократу по фамилии Ашебах. Однако  обстоятельства, с которыми столкнуться наши герои, окажутся сильнее -  жизнь заставит Хуана и Джона принять участие в  Мексиканской революции. Наши герои, сами того не ведая, вступают в революционное движение. И как это обычно бывают -  по чистой случайности. А встает на пути революционеров третий персонаж фильма  генерал Ганттаруез, вызванный губернатором Уэртой подавить народное восстание. Он, то и срывает планы наших героев, и  заставляя их стать ополченцами всерьез. 

Рецензия  

«Вестерн — это универсальная оболочка, которая позволяет высказывать соображения по поводу сегодняшнего дня».

Сэм Пекинпа

Все революции делают дилетанты. 

Варлам Шаламов

Идею  снять "За пригоршню динамита" подсказали молодежные волнения конца  60-х.  К тому же в начале 70-х, еще было живо поколение, людей бывших живыми свидетелями не только первой и второй мировых войн, но и триумфа фашизма. В одном из интервью Леоне окрестил «За пригоршню динамита»: «Сверх политическим фильмом». Трудно сказать, намеревался ли итальянец снимать его сам или только вынужден был это сделать после отказа Питера Богдановича и Сэма Пекинпа. Но факт остается фактом -  «За пригоршню динамита»  - один из самых тонких, философских и новаторских фильмов Серджио Леоне. И все же давайте рассмотрим его с начала и до конца. А с начала, как правило, идет название. Вот именно названий у этой картины, бесчисленное, множество. В Америке она проходила  прокате, как «Ложись, придурок», во Франции и Италии «Однажды… Революция», в Германии «Мелодия смерти», в Англии «За пригоршню динамита». Этот фильм, несмотря на сюжет, исполнение и одну из самых лучших мелодий Эннио Морриконе - «Giu la testa» не стал хитом.  Тем не менее, всем, кто по настоящему  любит фильмы Серджио Леоне, необходимо увидеть  «За пригоршню динамита». Почему? Ответ - далее в моей рецензии.

Леоне зарекался не снимать вестерны после «Однажды на диком западе», и он сдержал это обещание… Сняв, интеллектуальную сагу о романтизме, дружбе и предательстве; войне и мире, заботливо обернутую в обертку спагетти-вестерна. «За пригоршню динамита» был необходим Леоне, чтобы расстаться с наследием вестерна. Да, и в общем то фильм и начинается как вестерн: пустыня, дилижанс, стрельба... Только тут не будет дуэлей, героев, личностей, тех кого мы привыкли романтизировать в вестернах. В этом мире не способен выжить не только классический и политкорректный Джон Уэйн, но и в нем не место романтическим и жестоким: Шаену, Гармоники и даже «Человеку без имени». В этом мире, появляется "третья сила" – государство. Бороться с ней ни под силу практически ни кому. А единственным оружием против нее становиться – динамит, которым можно мгновенно убить десятки, если не сотни человек.

Условно, "За пригоршню динамита" можно поделить на две части: первая ироническая и вторая трагическая. Первый час  Леоне снял в стиле «Хорошего, плохого и злого» - герои,  то и дело подкалывают друг друга, а опереточный юмор итальянца бьет ключом. Вот только грустные флэшбеки портят комедию. Но после ограбления банка и народного восстания, ставшего реальным благодаря вмешательству ирландца врывотехника, все меняется. Дабы подавить бунт, власти Мексики вызывают войска  и броневики. С этого момента участь героев - анархистов во многом сочтена. Ибо в эпоху танков и броневиков - один человек, даже с пулеметом, мало что значит, пускай и в революционной Мексики.     

Исторические несоответствия, изначально бросаются в глаза. В революционной Мексики 1910-х годов мы видим немецкие пулеметы MG 34 и броневики. А вместо традиционных сомбреро и шляп генералов южан – Мексиканцев – арийской наружности генерал Ганттаруез. И, только идеально исторические точные флэшбеки передают время, когда Джон еще жил в Ирландии. Когда он был влюблен, когда он стал революционером. И, когда он в итоге убил предателя и своего единственного друга – Шона. Позднее, нечто подобное мы увидим в «Однажды в Америке», где опиумные грезы «Нудля», построят иную реальность в будущем, постоянно возвращаясь чистым и наивно-незамутненным образам детства. В «За пригоршню динамита» - Мексики не существует. Существует: революция и война, - спектакль, который перед нами ставит демиург-режиссер. Камерная, не свойственная для вестерна картинка главенствует над сюжетом. А диалоги героев, над действием.  

Где разочарование интеллектуала – революционера Джона Мэллори объединяет его с тупым бандитом – человеком действия Хуаном. Леоне и его герои проклинают все: Бакунина и либерализм, свободу и прощение. В финале, после столкновения поездов, уже слышны выстрелы минометов – «Доброе утро! Вьетнам»… Джон умирает, покидая «зону насилия» и оставляя своего единственного друга – воевать. Оставляя, словно, разочаровавшийся во всем Фердинанд Гриффон («Безумный Пьеро») Годара.

Революционная Мексика, производит впечатление некой потусторонней зоны. Которую за фильм минуют герои. Начиная от дилижанса, набитого «до верху» фашистами, заканчивая «тупой» резней в финале… Зону, пройдя которую, словно, Сталкеры, герои познают правду о том времени, в котором они жили, и поступках которые совершали. Насилие порождает только насилие.   Леоне пишет эпитафию первой половины 20-того века, через сюрреализм избранной свободной формы. Такую же грустно - лиричную, как "Дикая банда"  и "Пэт Гэррэт и Билли Кид" Сэма Пекинпа.      

   

Интересные факты

1.Во всех фильмах Леоне есть так называемые запоминающиеся фразы. На  самом уважаемом сайте о кино www.imdb.com их называют "memorable quotes".   К примеру фильм "Однажды на диком западе"  весь состоит из таких ярких цитат менее всего их пожалуй в "Колоссе Родосском", но так или иначе «За пригоршню динамита» тоже не лишен "memorable quotes":

Джон Мэллори-  "Когда кругом неразбериха, тому кто точно знает чего он хочет, легче достигнуть цели"

Джон Мэллори - "Ложись, придурок."

Джон Мэллори - "Если ты выстрелишь в меня - придется переписывать карты." 

Джон Мэллори - "Если перед мной выбор: уйти с ворюгой или избавить мир от нескольких солдат. Я выберу не ворюгу!"

Джон Мэллори - "А что от вас ждать? Вы можете только мечтать, сидеть в подвалах и мочиться на стены..." Доктор Вилльега - "Не все должны сражаться, кому-то надо организовывать людей."  Джон Мэллори - "Да, дааа, конечно. Ладно не обращайте внимания - это личное." 

Джон Мэллори - "Прошу извинить, но я остаюсь. Мне плевать на революцию, я устал бегать по этим горам безо всякого толка. Я остаюсь здесь - у этого самого моста. Может это назло вам и вашим хилым мечтам, а может просто ноги болят. Думайте как хотите."

Джон Мэллори - "Раньше я верил во- многое. И как верил... Но сейчас я верю только в динамит."

Хуан Миранда - "Похоже революционеры есть везде - они как мухи."

Хуан Миранда - "Панчо Вилья был самый лучший главарь бандитов: у него наглости на сотню... До революции был хороший бандит. А теперь что... Ни что! Генерал!. По мне это дерьмо!"

Хуан Миранда - "Я и моя семья - моя родина." Джон Мэллори - "Твоя родина - это еще Хуерта, помещики и губернатор. Ганттаруез и саранча в форме. И эта революция тоже..."

Хуан Миранда - "Революция, что такое революция? Не говори мне о революции! Я все знаю о революции! И с чего они начинаются. Сперва, кто-то читает книги и приходит к тем кто их не читает - к бедным и говорит:" Пора изменить жизнь..." Не цикай мне, не цикай...Я знаю, что такое революция... Те кто читает говорят тем кто не читает - бедным: "Пора изменить жизнь! И что сделают это сами бедные" А потом эти читатели садятся вокруг полированного стола и говорят, говорят... Что им нужно то, им нужно это... А что с бедными? Они мертвые! Это и есть твоя революция. Так что не надо о революции. А что бывает потом? Все это дерьмо начинается сначала."

2. Этот фильм помимо разных названий, имеет разные версии. В Америке где он проходил под названием "Ложись придурок" его сократили до 132 минут. Международная  прокатная версия, наиболее известная в мире равна 143 - минуты. В Италии он выпущен в версии 147 минут, а полная режиcсерcкая версия,  длиться 162 минуты.  

3. Это фильм задумывался как продюсерский проект Серджио Леоне, а режиссером хотели сделать молодого Питера Богдановича. Однако Американец отказался от проекта после того как прочитал сценарий. А актеры - Джеймс Кобурн и Род Стайгер поставили ультиматум: либо режиссер Леоне, либо Богданович. Серджио Леоне решил снимать. Причина отказа Богдановича состояла в том, что в сценарии не было и половины диалогов. Поэтому большинство разговоров в фильме - импровизация, особенно сильно выглядит это в монологе Хуана Миранды по отношению к Джону Мэллори, где последний читает Михаила Бакунина. Леоне предоставил Стайгеру полную актерскую свободу, а тот с импровизировал. Получилось, то что получилось.   

4. Итальянская версия отличается наличием финального Флэшбека, где Джон в рапиде вспоминает Ирландию... И после этого кончает с жизнью - он потерял все: друга, любовь, родину... А приобрел дружбу варюги и смерть....  

5. Характер Джона Маллори писался под Джейсона Робардса, а Хуана Миранды под Элая Уоллаха. Однако, у студии был контракт с Родом Стайгером, и поэтому от кандидатуры Уоллаха пришлось отказаться. Джеймс Коберн так же был предложен студией.      

6. В фильме используется немецкий пулемет MG-34, впервые построенный лишь вначале 30-х годов. Но это не является режиссерской ошибкой. Дело в том что немецкий пулемет, использовавшийся во время второй мировой войны является аллюзией, на борьбу с фашизмом. А герой Ганттаруеза,  на собирательный образ немецкого офицера времен войны.  Сцена, где Джон и Хуан расстреливают Мексиканских солдат, является, аллюзорной. Герои Леоне уподобляются антифашистскому сопротивлению в годы войны.   

 

MG - 34  

 

7.Режиссерская версия "За пригоршню динамита" включает в себя 4-ри дополнительные сцены:

  1. В пустыне, дети Хуана, полностью разбирают мотоцикл Джона.
  2. Воссоединении, оставшихся в живых революционеров в Гроте, после расправы с солдатами Ганттаруеза
  3. Дополнительный ретроспективный кадр, где Джон бросает бутылку с ликером в граммофон (отсылка к «Американскому солдату» Райнера-Вернера Фассбиндера)
  4. Сцена пыток Доктора Вилльеги, которого мы видим, как тень на стене (отсылка к «Армии теней» Мельвиля)  

Пытка доктора Вилльеги

8.Примечательно, что в некоторых версиях (например, во Французской) Ганттаруез (Guttierez) зовется Гюнтером Резой (Gunther Reza).

9. Несмотря на мелодию-персонажа Джона Мэллори (равно, как и его попытка представиться Шоном) "Шон-Шон" - героя зовут не Шон, а Джон. По сценарию: Шоном звали, убитого им друга в Ирландии. А мелодия, была призвана, напоминать Джону Мэллори о прошлом. 

Кадры из фильма

На чем приобрести?

На DVD не выходил, за исключением "оцифровки" от Svetla-Video

Написал: AlexV.

Отзывы на обзоры пишите на форум или на E-mail

Hosted by uCoz