"Опасная игрушка"

 

"Опасная игрушка"( ""Il Giocattolo", 1979-й год) производство: "Titanus"

 Нино Манфреди (Nino Manfredi) - Виторио Барлетта (Vittorio Barletta)

Марлен Жобер (Marlène Jobert) -  Ада Барлетта(Ada Barletta)

 

ПродюсерыКлаудио Манчини (Claudio Mancini), Фульвио Морселла (Fulvio Morsella),  Серджио Леоне (Sergio Leone)

Сценарий - Серджио Донати (Sergio Donati), Нино Манфреди (Nino Manfredi), Джулиано Монтальдо (Giuliano Montaldo)

Операторы - Эннио Гуарньери (Ennio Guarnieri)

Монтаж - Нино Баральи (Nino Baragli)

Композитор - Эннио Морриконе (Ennio Morricone)

Режиссер - Джулиано Монтальдо (Giuliano Montaldo)

Краткое изложение сюжета

Бухглатер Витторио Барлетта, случайно, ранен бандитами в перестрелке - кассу супермаркета, в котором он, обычно делал покупки после работы - ограбили. Этот случай сводит его с полицейским – Сауро, который ведет его в тир. С этого момента Витторио находит нового и единственного друга в своей жизни – им становится револьвер. Тем более, что Сауро, с которым бухгалтера роднит еще один общий интерес – обсуждение фильмов Серджио Леоне, будет застрелен местной мафией в баре. Однако револьвер не только не сделает жизнь Витторио безопасной, но, более того приведет ее в окончательную пропасть…

Рецензия

«Опасная игрушка» – это фильм, сочетающий в себе элементы «Таксиста» Скорцезе и идеи развитые позднее в «Макарове» Хотиненко. От первого взята мания самообороны при помощи оружия в одиноком и большом городе. Совпадений со вторым гораздо больше. По сути, герой Нино Манфреди – это очередной Макаров. Я уверен, что Владимир Хотиненко не видел этого фильма, но идеи, волновавшие Монтальдо и автора Макарова очень похожи. Герой отечественного фильма попадает в некую безвременную дыру, а жизнь Барелетта напоминает психофугу. Однообразный «сценарий»: работа, дом, нелюбимая жена. Все меняет случайное ранение в супермаркете, которое несколько поднимает занавес реального мира, окружавшего Барлетту, знакомя его с единственным человеком вне его жизненной системы – полицейским Сауро. Однако гибель друга окончательно срывает с катушек нашего героя, «опуская» его в пропасть маний. К тому же,  депрессия усугубляется угрозами со стороны мафии, двух членов которой он порешил в баре в процессе самозащиты. Впрочем, депрессию навевает и сам мир. Общество пассивно: при нападении на человека на улице прохожие разбегаются, полицейские расследуют дела по принципу: убили полицейского – значит бандиты. Убили мафию, тот кто остался жив – преступник. Фильм балансирует на грани «черной» трагедии, кафкианской драмы и «черной» сатиры над реальностью. Даже финал, отчасти перекликающийся с «За пригоршню динамита» Леоне, в данном случае вызывает не столько грусть, как сама картина, а всего лишь улыбку.

Поразительно, но «Опасная игрушка» просто пропитана фильмами Серджио Леоне. Не говоря об упомянутой цитате из «За пригоршню динамита», в нем играет музыка из Хорошего, плохого и злого» и «На несколько долларов больше». Барлетта и Сауро не единожды обсуждают фильмы Леоне, а пресловутое убийство Сауры происходит в баре, куда поехали друзья, вместо того чтобы посмотреть «За пригоршню динамита». Монтальдо по сути, иронизирует с темами Леоновских вестернов на материале тогдашней действительности.   Оружие, в данном случае выполняет ту же самую роль, что и в Макарове – меняет, размеренную  жизнь интеллигента¸ позволяя ему избавиться от оков собственной жизни. Барлетта меняет хобби, его увлечение наручными часами переходит в увлечения стрельбой из пистолета. Так же как Александр Макаров при встречи с реальной жизнью превращается из писателя в ренегата с пистолетом на перевес.  В обоих фильмах, однозначного вердикта нет и, конечно, нельзя смело утверждать: не я такой – жизнь такая. Жизнь дерьмо, но герой вместо того чтобы изменить ее пытается изменить мир. А мир перемалывает его через свои жернова.

В итоге же оказывается, что на протяжении всей картины, жена до смерти боялось вооруженного мужа, неадекватный начальник, которого он уважал и любил как друга – оказался подлецом, а «свободная» пресса, именно потому, что она СВОБОДНАЯ разочаровалась в герое – бухгалтере и не смогла его защитить.

Участие Серджио Леоне в проекте очевидно, хотя бы по количеству отсылок и цитат из его фильмов не говоря уже об общем смысле всей картины. Хотя в титрах значатся продюсеры: Фульвио Морселла и Клаудио Манчини, нетрудно проверить, что это коллеги – продюсеры Серджио Леоне, занимавшиеся продюсированние спагетти-вестернов «Меня зовут Никто» и «Гений».

   Интересные факты

1. Второй, из пяти продюссерских опытов Серджио Леоне, на ниве классических жанров: комедии и трагедии, и седьмой в целом. Фильм, пропитан героями темами Серджио Леоне более, чем более ранние спагетти-вестерны Тонино Валери и Дамиано Дамиани. Его забвение, видимо, связано с некоторым глумлением над популярным на тот момент фильмом Скорсезе "Таксист". Надо отдать должное, Монтальдо с Леоне более глубоко разобрали проблематику "Таксиста" и сняли более сложный, но и более традиционный по стилистике кино фильм.

 Запоминающиеся цитаты

Антонио Барлетта: Я клянусь, что я никогда прежде не держал пистолет.

Сотрудник тира: Вы, подобно, Лигабу. Если бы он не нашел кисть, он не стал бы знаменитым живописцем. Кто знает, возможно,
револьвер Вам на роду написан.

Ада - "Возможно, я плохая женщина. Я пыталась говорить с тобой. Но ты никогда не отвечал. Ты никогда не слушал. Ты предпочитал
говорить с часами... И теперь ты говоришь с оружием. Я боюсь тебя."

Никола Гриффо (дочь шефа Антонио о своем отце) Будьте спокойны, Вы ему не нравитесь. Он всего, лишь считает вас дураком, который поможет ему подняться.

Антонио - "Дураком? Дураком, который соображает в банках и тюрьмах."

Никола Гриффо - "Мне Вас жаль. Если Вы оба окажитесь в тюрьме, он пробудет там только
час, а  Вы остаетесь там навсегда."

Антонио:  - "На Помощь! На Помощь!

Ада - "Никто не слышит Нас."

Антонио - "На помощь!"
Ада - "Они  все перед телевизором."

Антонио - "Нет, кто- то должен прийти."
Ада - Привратник... Завтра утром.
 

 

Кадры из фильма

На чем приобрести?

На DVD не выходил...

 

Написал: AlexV

Отзывы на обзоры пишите на форум или на E-mail:

Hosted by uCoz