"Опасная игрушка"
"Опасная игрушка"( ""Il Giocattolo", 1979-й год) производство: "Titanus"
Нино Манфреди (Nino Manfredi) - Виторио Барлетта (Vittorio Barletta)
|
Марлен Жобер (Marlène Jobert) - Ада Барлетта(Ada Barletta)
|
Продюсеры - Клаудио Манчини (Claudio Mancini), Фульвио Морселла (Fulvio Morsella), Серджио Леоне (Sergio Leone)
Сценарий - Серджио Донати (Sergio Donati), Нино Манфреди (Nino Manfredi), Джулиано Монтальдо (Giuliano Montaldo)
Операторы - Эннио Гуарньери (Ennio Guarnieri)
Монтаж - Нино Баральи (Nino Baragli)
Композитор - Эннио Морриконе (Ennio Morricone)
Режиссер - Джулиано Монтальдо (Giuliano
Montaldo)
Краткое изложение сюжета
Бухглатер Витторио Барлетта, случайно, ранен бандитами в перестрелке - кассу супермаркета, в котором он, обычно делал покупки после работы - ограбили. Этот случай сводит его с полицейским – Сауро, который ведет его в тир. С этого момента Витторио находит нового и единственного друга в своей жизни – им становится револьвер. Тем более, что Сауро, с которым бухгалтера роднит еще один общий интерес – обсуждение фильмов Серджио Леоне, будет застрелен местной мафией в баре. Однако револьвер не только не сделает жизнь Витторио безопасной, но, более того приведет ее в окончательную пропасть…
Рецензия
«Опасная игрушка» – это фильм, сочетающий в себе элементы «Таксиста» Скорцезе и идеи развитые позднее в «Макарове» Хотиненко. От первого взята мания самообороны при помощи оружия в одиноком и большом городе. Совпадений со вторым гораздо больше. По сути, герой Нино Манфреди – это очередной Макаров. Я уверен, что Владимир Хотиненко не видел этого фильма, но идеи, волновавшие Монтальдо и автора Макарова очень похожи. Герой отечественного фильма попадает в некую безвременную дыру, а жизнь Барелетта напоминает психофугу. Однообразный «сценарий»: работа, дом, нелюбимая жена. Все меняет случайное ранение в супермаркете, которое несколько поднимает занавес реального мира, окружавшего Барлетту, знакомя его с единственным человеком вне его жизненной системы – полицейским Сауро. Однако гибель друга окончательно срывает с катушек нашего героя, «опуская» его в пропасть маний. К тому же, депрессия усугубляется угрозами со стороны мафии, двух членов которой он порешил в баре в процессе самозащиты. Впрочем, депрессию навевает и сам мир. Общество пассивно: при нападении на человека на улице прохожие разбегаются, полицейские расследуют дела по принципу: убили полицейского – значит бандиты. Убили мафию, тот кто остался жив – преступник. Фильм балансирует на грани «черной» трагедии, кафкианской драмы и «черной» сатиры над реальностью. Даже финал, отчасти перекликающийся с «За пригоршню динамита» Леоне, в данном случае вызывает не столько грусть, как сама картина, а всего лишь улыбку.
Поразительно, но «Опасная игрушка» просто пропитана фильмами Серджио Леоне. Не говоря об упомянутой цитате из «За пригоршню динамита», в нем играет музыка из Хорошего, плохого и злого» и «На несколько долларов больше». Барлетта и Сауро не единожды обсуждают фильмы Леоне, а пресловутое убийство Сауры происходит в баре, куда поехали друзья, вместо того чтобы посмотреть «За пригоршню динамита». Монтальдо по сути, иронизирует с темами Леоновских вестернов на материале тогдашней действительности. Оружие, в данном случае выполняет ту же самую роль, что и в Макарове – меняет, размеренную жизнь интеллигента¸ позволяя ему избавиться от оков собственной жизни. Барлетта меняет хобби, его увлечение наручными часами переходит в увлечения стрельбой из пистолета. Так же как Александр Макаров при встречи с реальной жизнью превращается из писателя в ренегата с пистолетом на перевес. В обоих фильмах, однозначного вердикта нет и, конечно, нельзя смело утверждать: не я такой – жизнь такая. Жизнь дерьмо, но герой вместо того чтобы изменить ее пытается изменить мир. А мир перемалывает его через свои жернова.
В итоге же оказывается, что на протяжении всей картины, жена до смерти боялось вооруженного мужа, неадекватный начальник, которого он уважал и любил как друга – оказался подлецом, а «свободная» пресса, именно потому, что она СВОБОДНАЯ разочаровалась в герое – бухгалтере и не смогла его защитить.
Участие Серджио Леоне в проекте очевидно, хотя бы по количеству отсылок и цитат из его фильмов не говоря уже об общем смысле всей картины. Хотя в титрах значатся продюсеры: Фульвио Морселла и Клаудио Манчини, нетрудно проверить, что это коллеги – продюсеры Серджио Леоне, занимавшиеся продюсированние спагетти-вестернов «Меня зовут Никто» и «Гений».
Интересные факты
1. Второй, из пяти продюссерских опытов Серджио Леоне, на ниве классических жанров: комедии и трагедии, и седьмой в целом. Фильм, пропитан героями темами Серджио Леоне более, чем более ранние спагетти-вестерны Тонино Валери и Дамиано Дамиани. Его забвение, видимо, связано с некоторым глумлением над популярным на тот момент фильмом Скорсезе "Таксист". Надо отдать должное, Монтальдо с Леоне более глубоко разобрали проблематику "Таксиста" и сняли более сложный, но и более традиционный по стилистике кино фильм.
Запоминающиеся цитаты
Антонио Барлетта: Я
клянусь, что я никогда прежде не держал
пистолет.
Сотрудник тира: Вы, подобно, Лигабу. Если бы он не
нашел кисть, он не стал бы знаменитым
живописцем. Кто знает, возможно,
револьвер Вам на роду написан.
Ада - "Возможно, я
плохая женщина. Я пыталась
говорить с тобой. Но
ты никогда не отвечал. Ты никогда
не слушал. Ты предпочитал
говорить с часами... И теперь
ты говоришь с оружием.
Я боюсь тебя."
Никола Гриффо (дочь шефа
Антонио о своем отце) Будьте спокойны, Вы ему не нравитесь. Он всего, лишь
считает вас дураком, который поможет ему подняться.
Антонио - "Дураком? Дураком, который соображает в банках и тюрьмах."
Никола Гриффо - "Мне Вас
жаль. Если Вы оба окажитесь в тюрьме, он пробудет там только
час, а Вы остаетесь там навсегда."
Антонио: - "На Помощь! На Помощь!
Ада - "Никто не слышит Нас."
Антонио - "На помощь!"
Ада - "Они все перед телевизором."
Антонио - "Нет, кто- то должен прийти."
Ада - Привратник... Завтра утром.
Кадры из фильма
На чем приобрести?
На DVD не выходил...
Написал: AlexV