Главная   Телохранитель Ревущие двадцатые Лицо со шрамом Враг общества Меня зовут никто Гений  Бог простит... Я нет!!!

 

Враг Общества

 Враг общества ( Public Enemy, 1931 год) производство Worner Brothers

В ролях:

 

Сценарий -  Джон Брайт (John Bright), Харви Тью (Harvey Thew), Кубек Гласмон (Kubec Glasmon).

Композиторы - Дэвид Мендоза (David Mendoza)

Оператор - Дев Дженнингс (Dev Jennings)

Монтаж - Эдвард Макдермонт (Edw. M. McDermott)

Режиссер - Уилльям Уэллман (William A. Wellman)

Краткое изложение сюжета

Итак, представьте: 1909 – год – Чикаго, грязные улицы Саут – Сайда. В этих трущобах, прожигают юность два наших героя – Том Пауэрс и Мэтт Дойл. Но взамен сытого детства жизнь предоставляет, в качестве компенсации, множество иных бонусов. Главный из которых  - легкое воровство из магазинов всего, что плохо лежит. Однако, отец Тома – полицейский по профессии и педагог по призванию не одобряет занятий сына и вообще не приемлет любое воровство и мошенничество. Так вот наш Макаренко, хочет привить свои принципы сынишке, использую для этого ремень в качестве средства убеждения. Увы, телесные наказания никогда не были эффективны, и уже к 15- ти летнему возрасту Том и Мэтт становятся самыми лучшими бандитами, которых приглашают в самую крутую группировку города под руководством «Гвоздя» Нэйтана и его верного «партогеноссе» Падди Райна. А так как в Америке именно в это время вводят сухой закон – благосостояние друзей детства увеличивается с геометрической прогрессией.

В семейном же положении у Тома (не выдержав такого взлета сына) умирает отец. И наш герой остаться на пару со своим принципиальным братцем, который не пьет, не ворует и «ходит в школу – учиться жить без денег»

На этом месте заворачивается гангстерская интрига, приводящая в конце как Мэтта, так  и Тома  к неминуемой гибели. 

Рецензия

В 30- х годах было снято в общей сложности более 400- х сот гангстерских лент. Однако, история кино не терпит бездарности. Слабые картины - через десятилетия забываются, гениальные – люди смотрят на протяжении многих и многих десятков лет. Так вот одним из шедевров 30- х (а по - моему и вообще всех времен и народов)  можно назвать фильм «Враг Общества». Говоря откровенно – была б моя воля, я поместил бы этот фильм если не в 10- ть лучших фильмов всех времен и народов, то в 50- т просто обязательно. Ведь большинство гангстерских фильмов и вообще картин о бандитах, так или иначе, навеяны этой лентой. Это заметно почти по каждому кадру. Любая сцена, любой кадр, так или иначе, вызывает Дежа вю. И это не случайно. Потому что именно «Враг Общества» является одним из самых  первых и самых великих гангстерских фильмов всех времен.

Рассказ о том, как появился этот шедевр стоит начать с того что в 1931 – м году еще не действовал «Кодекс Хейза». Именно поэтому создатели были освобождены от рамок цензуры. Гангстерская тематика только - только приобретала популярность. «Враг общества» снял Уильям Уэллман – режиссер в истории кино легендарный. Именно "Уилли" получил  первого в истории Оскара за лучший фильм. Случилось это в 1927 –м году, и картиной - триумфатором стало эпическое полотно «Крылья». Картина (к слову сказать) сегодня уже заметно устарела, как по сценарию, так и по визуальному исполнению, но, тем не менее, позволила реализоваться  и приобрести популярность Уэллману как режиссеру. Но в тот год, случилось еще одно эпохальное событие – по произведению Джона Брайта был снят немой гангстерский фильм – «Андеграунд». Кино не завоевало супер – популярности, но доказало продюсерам, что эта тема очень и очень перспективная. И в 1929 –том на студии Warner был снят культовый гангстерский фильм «Маленький цезарь», который собрал приличную кассу и заставил студию думать о (как говорят сейчас) приквеле или сиквеле. Идею о продолжении подсказал Джон Брайт, который носился  с экранизации своего романа «Пиво и кровь». Именно его роман лег в основу картины. На реализацию проекта направили Уильяма Уэллмана. Цензуры, как выше уже было сказано, тогда не существовало. Ни кодекс «Хейза», ни соглашение кинопромышленников тогда еще не действовали. Оттого по вольности картина получилась очень жестокой, на то  время конечно. А главное сумела впервые задать законы жанра. Впервые были показаны гангстеры - вначале дети, потом юноши, а потом взрослые. Хотя каплей дегтя стал финал,  получившийся, довольно, неубедительным. Но отношения Тома и Мэтта, деградация их психологии, их отношение к женщине, показано исторически точно, и даже пугающе. Уничижительное отношение к женщинам со стороны бандитов было тогда повсеместным, и это неудивительно – только в начале 20 –х женщинами дали избирательные права. Если говорить откровенно, то женщины тогда были всегда на вторых ролях – мужчины на первых. Это же можно видеть у  Серджио Леоне в «Однажды в Америке».

Но все же  в 1934 –м с введения кодекса «Хейза», в фильм вставили, морализаторские титры вначале и в конце фильма, что (как не странно) на испортило всего замысла режиссера. А сюжет о двух взрослеющих гангстерах, позволил снять множество великих картин, в том числе и последний фильм Серджио Леоне.                      

 

Интересные факты

Как уже было сказано выше – множество режиссеров копировали из "Врага общества" отдельные эпизоды (привожу самые явные). Братья Коэны – "Перевал Миллера", где убийство Берни Бирнбаума «срисовано» с убийства «Воскового носа» из нашего фильма. Детство Тома, которое взято за основу в фильме «Славные парни» Мартина Скорцезе. Расстрел Мэтта позже позаимствовал Леоне для «За пригоршню динамита». А эпизод с машиной сгружающей уголь – Хичкок в чистом виде. И это снято в 1930-м, когда Хич еще не успел снять ничего стоящего. ("Человек, который слишком много знал" появился в 1934 – м). Сцена с расстрелом Томом бандитов, убивших Мэтта скопирована как Леоне (визуально) «Однажды в Америке», так и Сэмом Мендесом  - (как визуально, так и по смыслу)  «Проклятый путь»

Но шедевром всего является эпизод, заимствованный Леоне в для «Хорошего, плохого и злого». Сцена покупки оружия, если быть точным – скорее мастерски спародирована Леоне. И это сделано – что важно с юмором, который в оригинале отсутствует напрочь.

 

Вариант Уильяма Уэллмана Вариант Серджио Леоне

В фильме есть несколько, запоминающихся фраз, которые (частично) заимствованы Серджио Леоне. Вот некоторые из них:

1. (обращаются к "Восковому носу") "Если б не ты мы б может честными людьми стали бы... Ездили б "Дзинь -дзинь" на трамвайчике".

2. "Мой брать в школу ходит - учиться жить без денег"

3. "Что касается Падди Райна, есть два типа людей: правильные и неправильные. Так вот вы ребята правильные, и про меня можете тоже думать."   

Кадры из фильма

     

На чем приобрести?

Данную кассету, я приобрел на Горбушке (м. Багратионовская). Купил за 200- ти рублей. Перевод и видео, на уровне. Смысл текста  переводчик понял правильно. Для тех кто любит добротную гангстерскую классику - рекомендую. Так же фильм есть на www.oldfilms.ru.  

Написал: AlexV.

Отзывы на обзоры пишите на форум или на E-mail:

 На главную:

Hosted by uCoz