Главная   Телохранитель Ревущие двадцатые Лицо со шрамом Враг общества Меня зовут никто Гений  Бог простит... Я нет!!!

 

"Лицо со шрамом"                                                               Другие мнения: 

 

Лицо со шрамом ( Scarface, 1932 год) производство Universal

Пол Муни (Paul Muni) - Тони Камонте(Tony Camonte)

Энн Дворак (Ann Dvorak) - Чешка Камонте (Cesca Camonte)

Джордж Рэфт (George Raft) - Гвино Ринальдо (Guino Rinaldo)

Борис Карлофф (Boris Karloff) - Гаффни (Gaffney)

Сценарий - Бен Хейт (Ben Hecht), Сетон Миллер (Seton I. Miller), Джон ли Махин (John Lee Mahin), В.Р. Барнет (W. R. Burnett), Фред Пасли (Fred Pasley).

Композиторы - Адольф Тандлер (Adolph Tandler), Гас Арнхейм (Gus Arnheim)

Оператор - Ли Граймс (Lee Garmes), Л.В. О Коннел (L. W. O'Connell)

Монтаж - Эдвард Кертис (Edward Curtiss)

Режиссер - Говард Хокс (Howard Hawks)

Краткое изложение сюжета

Чикаго. Начало 30- х годов. Мафия бутлегеров окончательно выходит из - под контроля местных властей. В городе промышляют несколько крупных организованных преступных группировок. В процессе «разборок», убийств и кровопролитья власть в Чикаго прибирает «бригада» Джонни Лобо. Его "доблестные" братки во главе с молодым убийцей - рецидивистом Тони Камонте, мало помалу берут под контроль все speakeasy в городе, а также монополизирует, продажу спиртного. В конце концов, за отсутствием оппонентов, Тони уничтожает и Джонни Лобо, чтобы стать боссом всех боссов в городе. Но заправлять Чикаго ему долго не придется, так как Тони убивают полисмены при штурме его дома - неприступной крепости.

Рецензия

«То, что показано в этом кинофильме является отражением действительности. Его цель заставить власть сделать хоть что - нибудь с разгулом преступности, творящемся в Америке. Раз это власть нами выбрана, я хочу спросить, что сделали вы для того, чтобы остановить это?». С такого воззвания начинается самый великий (и не побоюсь этого слова: культовый) фильм о гангстерах, эпохи начала великой депрессии и последних лет действия сухого закона. 

В 1932 -м  году синематограф уже стал сильным рупором, способным влиять на людей. Те годы являлись началом эпохи звукового кино - золотую эру Голливуда, со скоростью метеорита сменяли новые имена. И даже таких великих звезд 20- х, вроде Глории Свенсон забывали в мгновение ока. На олимп славы возносились герои начала 30- х  - Джеймс Кегни, Пол Муни, Кларк Гейбл, Кэтрин Хепберн и многие другие. В социальном плане: Америка с конца 29- го года была в глубокой депрессии. По стране прокатилась массовая безработица. Толпы бездомных и голодных людей время от времени устраивали марши протеста и акции гражданского неповиновения, которые, как правило, жестоко карались. На этом фоне общество разделилось: на людей с достатком, бродяг и богатых. Социальное неравенство, огромная эмиграция из Европы – все это способствовало развитию бандитизма. А с начала 20- х действовал сухой закон, отчего в Америке пышным цветом расцветало бутлегерство. Как правило, алкогольной мафией становились эмигранты выходцы из Ирландии или Италии. Так же эту картину дополняла еврейская мафия, которую составляли евреи - выходцы из Германии, России, и само - собой из «Земли обетованной». В Нью –Йорке заправляли евреи, в Чикаго итальянцы. Ирландцы, как правило, работали на итальянцев, но некоторые основывали и свои группировки.

В такой обстановке жизнь, рано или поздно должна была найти отражение в кинематографе. Первым гангстерским фильмом, обратившем на себя внимание стал «Враг Общества», 1931 года. Он собрал очень неплохие барыши в прокате. Заметив это, продюсер и миллионер Говард Хьюз решил финансировать производство еще одного фильма о гангстерах бутлегерах. Задача Хьюза была проста: заработать на фильме несколько миллионов долларов, по средствам популярного жанра.  Чудак - миллионер решил не на чем не экономить. Одной из главных новаторских черт «Лица со шрамом» было обилие экшна, перестрелок, а сюжет был одновременно простым и точно отражающим реальность. За основу прототипа главного персонажа взяли самого маститого гангстера того времени - Аль Капоне, на тот момент мирно, отдыхавшего в Синг – Синге по приговору суда. На роль режиссера - Хьюз пригласил довольно, талантливого и, тем не менее, не конфликтного режиссера, всегда способного пойти на встречу продюсеру. Им стал Говард Хокс: "Он был практичным, приземленным режиссером, неотягощенным осознанной украшательской стилистикой и техническими погремушками. Его обращение с камерой было функциональным и прямым. Он был в первую очередь рассказчиком в старомодной традиции, которая сделала американские фильмы популярными по всему миру."  Сюжет фильма основался на книге Эрмитжа Трэила, который в свою очередь рисовал героя так же с Аль Капоне.

В итоге, в 1932 году получился первый фильм в истории кино, к которому можно было применить термин «боевик» или «блокбастер»:  за 99 минут действии в нем убили 28 человек. А уж автомобильные погони и стрельба из автоматов были особенно неподражаемы.  «Лицо со Шрамом» стало бомбой своего времени. Ничего похожего (по масштабу действия) на эту картину ранее Голливуд не производил. Определенные вольности позволило, то что тогда еще не действовал кодекс Хейза, запрещавший жестокость, ругательства и многое другое на киноэкране. Конечно, власть быстро прореагировала на выход скандального полотна, заставив режиссера вырезать 6 минут, замечу, самых невинных и добрых сцен, чтобы случайно не канонизировать Тони Камонте в роли жертвы системы. Собственно в виде 93 –х  минут этот фильм видят несколько поколений зрителей. В 50- е, когда гангстеры постепенно сдавали свои позиции в американском обществе, люди вновь заинтересовались картиной. Его засматривал «до дыр» Франсуа Трюффо, Жан-Люк Годар (у великого идеолога «НВ» «Лицо со Шрамом» и вовсе является одним из любимых фильмов), Серджио Леоне и многие другие режиссеры того времени. Стиль «Scarface» породил римейк в 1981 году, а сцены из него не раз использовались для подражаний режиссерами всего мира. Даже Леоне дважды копировал отдельные сцены из этого фильма. А переработку одного из эпизодов можно увидеть в последнем фильме Леоне. Конечно, сравнивать «Однажды в Америке» и  «Лицо со шрамом» нельзя - слишком разные жанры: «Лицо со шрамом» - полотно развлекательное, а «Однажды в Америке» - философское. Схожи они одним - оба полотна образцовые гангстерские картины.

Теперь давайте перейдем непосредственно к фильму. По жанру  Лицо со шрамом» - боевик, даже больше  - тупой боевик. Если брать исключительно философское наполнение, то римейк 1981 – го года с Аль Пачино отягощен психологическими нюансами, оригинал же лишен их начисто. Их заменяют рефлексы и фобии. А главный герой - Тони Камонте всего лишь машина, не способная на сострадание. Его цинизм разбавляется юмористическими сценами в исполнении Бориса Карлова и любовной интригой. Тони влюблен в подругу жизни Джонни Лобо. Но это не любовь – всего лишь физическое влечение. Из – за ревности ближе к финалу Тони убивает своего босса. Однако ревность и эгоизм перекидываются на сестру Камонте. Вскоре Тони узнает, что Чешка  спит с одним из его боевиков - Гвино Ринальдо, которого Тони тотчас же,  хладнокровно убивает на глазах обезумевшей сестры. За это убийство полиция начинает охоту на гангстера. Но Тони, заранее превратил свой дом в неприступную крепость. После недолгой осады и перестрелки, шальная пуля убивает, вначале сестру Тони, а вскоре и его самого.

В дополнение к скудному психологическому портрету  героя создатели картины заставили Пола Муни ходить по – обезьяньи, тем самым, принизив образ бандита.  Новаторским для того времени стало, то что оружие, (квазисексуальный объект)  для Тони Камонте является объектом эротического фетишизма. Во-многом, заменяющем ему нормальные отношения с людьми. Именно эту идею скопировал Серджио Леоне из самого знаменитого фильма Говарда Хокса. Оружие для героев Леоне больше чем средство самозащиты – это стиль, это азарт, это крутой элемент, в некотором смысле увеличивающий их самомнение.

 В начале 40- х, еще ребенком, Серджио Леоне обожал этот фильм. Итальянец боготворил  гангстеров - в юности помимо фильмов он читал, запрещенных в те годы в Италии писателей -  Чандлера и Хэммета. Смотрел вестерны и фильмы о бандитах. Отсюда идет его любовь к таким картинам и, возможно, поэтому под закат жизни он снял «Однажды в Америке».           

Интересные факты

1. После "Лица со Шрамом", гангстерские фильмы были неофициально запрещены в Америке, чтобы не романтизировать образ гангстера. Однако время от времени, картины о бандитах все же выходили, увы, но более сдержанные нежели, этот фильм.  

2. Аль Капоне обожал этот фильм. Удивительно, но он даже заказал себе копию в домашнюю коллекцию, по выходу из тюряги.

Кадры из фильма

 Стоит отметить, срисованную Серджио Леоне сцену с подменой малышей. Идея взята у фильма Хокса, но сильно развита итальянцами. В "Лицо со шрамом" бандиты расправляются с раненым свидетелем, у  Леоне меняют малышей. К тому же Серджио надел на гангстеров белые халаты. Зато мимика, жесты и самоуправство, позаимствованы довольно точно.   

     

         

***

 

На чем приобрести?

Приобрести "Лицо со Шрамом" можно в различных местах и на различных носителях. В Интернет - магазине www.Oldfilms.ru он продается на VHS. Стоит это удовольствие там 170 рубликов плюс доставка 90 рублей. Хотя придраться не к чему: работают оперативно и честно. Так же фильм есть в продаже на "Савеловке" и "Горбушке" и в знаменитом киноклубе, что на журфаке МГУ на DVD. Качество на всех имеющихся носителях вполне хорошие, перевод тоже на уровне.     

Написал: AlexV.

Отзывы на обзоры пишите на форум или на E-mail:

Hosted by uCoz